Рита ИЛЬИНА. Фото Алексея Липницкого | 03.12.2021 13:02:29
Первого декабря на сессии Архангельской городской Думы депутаты большинством голосов приняли в первом чтении бюджет на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. Как выяснилось потом, дискуссия продолжалась даже дольше, чем рассматривался аналогичный вопрос в региональном парламенте. Отмечая позитивные тенденции, депутаты говорили и о нерешенных проблемах.
Проектом предусмотрено, что доходы муниципального бюджета в 2022 году составят 11,1 млрд рублей. На 3% - до 11,6 млрд рублей - вырастут расходы городской казны. Дефицит в 550 млн рублей является предельно допустимым при существующих собственных доходах (10%). При этом на 2023-й и 2024 год пока запланирован профицит.
Доходы бюджета Архангельска практически пополам состоят из своих (налоговых и неналоговых) доходов и безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Как отметила директор департамента финансов администрации Архангельска Вера ЛЫЧЁВА, если сравнивать прогноз на 2022 год, сделанный в прошлом году, расходы бюджета получилось увеличить более чем на 1 млрд рублей. И, кстати, за счет собственных средств.
Наибольший удельный вес в структуре расходов сохраняется за отраслями социально-культурной сферы — их доля 69%. Капитальный ремонт в следующем году будет проведен во многих школах и детсадах, культурных центрах Архангельска. Из новшеств на сессии отметили введение бесплатного проезда на водном транспорте по муниципальным маршрутам для горожан старше 70 лет, живущих на островных территориях, и компенсацию части арендной платы за жилье для педагогов.
Расходы на городское хозяйство увеличены незначительно — на 100 млн рублей и в общем объеме составляют около 15%. Депутаты задали множество вопросов о сокращении инвестиционной составляющей бюджета, муниципального дорожного фонда - в этой «копилке» на следующий год «лежат» пока только 612 млн рублей. По программе развития Архангельска как административного центра области запланировано всего 55 млн рублей - на ремонт дворовых территорий и проездов к ним.
Часть вопросов разрешилась после разъяснений специалистов администрации города. Так, значительное сокращение объема капитальных вложений связано в основном со сдачей или близкой готовностью крупных объектов — школы на 860 мест в округе Варавино-Фактория, физкультурно-оздоровительно комплекса, двух детских садов.
Вместе с тем очевидно, что эта статья подрастет — в Архангельске строится самая крупная школа на Северо-Западе России на 1600 мест и еще ряд зданий по национальным проектам. Заключение в феврале 2022 года контрактов с подрядчиками по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ожидаемо принесет городу свыше 400 млн рублей на эти цели.
Другие моменты остались невыясненными до конца. Депутаты попросили уточнить, «компенсирует» ли увеличение до 15% поступлений в бюджет города по упрощенной системе налогообложения (УСН) отмену ЕНВД?
«К сожалению, исходя из оценки поступлений по УСН, в этом году мы недополучим от 70 до 80 млн рублей. При этом надо учесть, что есть ведь еще поступления по ЕНВД за последний квартал 2020 года, - пояснил заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ. - Мы обращались в правительство области с просьбой увеличить до 20% долю, которую город получает по УСН. Но пока вопрос не решен, есть разные варианты, в том числе увеличение норматива отчислений по НДФЛ в городской бюджет. Конечно, многое зависит от финансового результата предприятий и организаций, работающих на территории города. Сейчас как раз мы смотрим исполнение бюджета этого года: налоговые платежи, в том числе по УСН, довольно бодро начинают поступать. Так что, возможно, эту разницу мы доберем».
Тему пополнения бюджета Архангельска продолжил Сергей ПОНОМАРЁВ: по мнению депутата, администрация города часто проявляет излишнюю лояльность к ресурсоснабжающим организациям, не штрафуя их за разрушение дорог и вообще за небрежность при проведении земляных работ. Отметил он и запоздалое, с учетом особенностей нашего климата, заключение контрактов на благоустройство, по дорожному нацпроекту.
«Увеличение финансирования городского хозяйства на 100 млн — это, безусловно, позитив. Но мизерная цифра при нынешнем его состоянии. Тем не менее, я считаю, что социальная ориентированность бюджета Архангельска — тоже одно из его главных преимуществ. Принимать проект в первом чтении, конечно, надо, - обратился к коллегам Сергей Пономарёв. - Для тех, кто понимает степень ответственности за жизнь города, другого решения быть не может».
Второе чтение бюджета Архангельска на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов назначено на 16 декабря. У депутатов есть время на подготовку поправок.
Комментарии
Валентина СЫРОВА, председатель Архангельской городской Думы («Единая Россия»):
- Бюджет Архангельска подрос не намного, но пока мы не учитываем те средства, которые в обязательном порядке поступят из федерального и областного бюджетов — в частности, по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».
Сегодня коллеги говорили о том, что Архангельск зарабатывает значительно больше, чем имеет наша муниципальная казна, практически не работает программа финансирования административного центра региона. Но город не обделен вниманием областной власти — губернатора, правительства, депутатов регионального парламента. Мы постоянно получаем средства на ремонт дорог, благоустройство, строительство школ и детских садов. В проект бюджета заложены средства на софинансирование федеральных программ, в которых Архангельск всегда активно участвует. В планируемом сейчас периоде отдельно отмечу программу капремонта зданий социальных учреждений.
В бюджете предусмотрены все социальные обязательств муниципалитета, и мы уверены, что выполним их в полном объеме.
Александр ГРЕВЦОВ, вице-спикер (КПРФ):
- Не устану повторять, что в Архангельске собирается около 34 млрд рублей налогов в год, но почти 24 млрд рублей из них уходит в областной бюджет, еще 6 млрд - в федеральный. При таком дисбалансе о поступательном развитии города не может быть и речи. Городской бюджет формируется согласно решениям, принимаемым на федеральном и региональном уровнях. Необходимо менять законодательство в пользу муниципалитетов.
Пока же мы имеем парадоксальную ситуацию, когда бюджетообразующей отраслью является не производство или промышленность, а налог на доходы физически лиц, причем львиная доля — НДФЛ бюджетников.
На протяжении уже лет 4-5 мы слышим притчу во языцех о возобновлении в прежних объемах программы развития Архангельска как административного центра региона. Уверенного ответа на вопрос о «замене» ЕНВД на дополнительные отчисления по УСН я также не услышал.
Павел ГВОЗДУХИН, депутат («Справедливая Россия»):
- Бюджет 2022 года был предложен для рассмотрения практически в тех же цифрах, какие закладывались в бюджете на 2021 год. Повышение по основным позициям минимальное, даже ниже уровня инфляции. Дефицит в пределах допустимого, но роста, необходимого для развития города, нет.
При формировании бюджета в значительной степени пострадали такие статьи расходов, как муниципальный дорожный фонд и капитальные вложения. Однако город принял на себя дополнительные социальные обязательства — это поддержка педагогов в части компенсации арендной платы за наем жилья, бесплатный проезд на речном транспорте для жителей островов в возрасте от 70 лет, для школьников на отдаленных территориях — до образовательных учреждений. Мы высказали свои замечания, но в целом проект поддержали.
Мария ХАРЧЕНКО, депутат (ЛДПР):
- В проекте бюджета предусмотрены новые социальные гарантии, в том числе компенсация части арендной платы за жилье для учителей. В городе есть дефицит кадров в образовательной сфере, поэтому со стороны администрации Архангельска предпринимаются меры для привлечения специалистов. Очень радует, что практически в три раза увеличены расходы на капремонт учреждений культуры.
Ко второму чтению депутаты фракции ЛДПР подготовят свои поправки, в том числе на вопросы городского хозяйства. В частности, на уборку дворовых и внутриквартальных проездов на будущий год выделено всего 4 млн рублей — этого, безусловно, мало. Качественная уборка города — давняя проблема Архангельска.