Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 13.11.2014 08:27:49
Открыть фирму со штатом 10-15 человек в Архангельске не сложнее, чем в городах средней полосы: проблема «северной» социальной нагрузки на малый бизнес значительно преувеличена, считает депутат городской Думы от партии «Единая Россия» Андрей ПРИЩЕМИХИН. Переехавший сюда из Санкт-Петербурга директор регионального филиала ОАО «Мобильные телесистемы» поделился своими наблюдениями о трендах жизни Архангельска.
= Андрей Владимирович, логично видеть в гордуме представителей местного бизнеса, муниципальных предприятий, социальных учреждений. В чем интерес менеджера крупной федеральной компании? Политика «Единой России» действительно вам близка или речь идет скорее о преимуществах позиции партии большинства?
- А какие сейчас «преимущества» у членов «Единой России»? В адрес «ЕР» идет бурный поток критики, в котором известное выражение «партия больших джипов» - еще одно из самых мягких. Скажу так, что «большие джипы» есть в любой партии, просто «ЕР» всегда на виду и гораздо сильнее притягивает желающих продвигать за ее счет личные интересы. Но кадровые проблемы решаются, а сама по себе политика «ЕР» эффективна. Достаточно вспомнить, какой была страна лет 15 назад и какая она сейчас — без партии власти, выдерживающей выбранный курс реформ, такого рывка вперед не было бы.
Да, я работаю в самодостаточной федеральной компании и в городскую Думу шел исключительно из тех соображений, что мой опыт в управлении финансами, в других сферах менеджмента может пригодиться.
- Один из принципов политики «ЕР» - поддержка «вертикали власти», и в этом отношении знаковым событием 2014 года стала реформа местного самоуправления. Как прокомментируете ее вы?
- Абстрагируясь от текущей ситуации в Архангельске и вообще в любом другом городе России, отмечу: концепция рациональная. Избираемый мэр может быть хорошим человеком, богатым, харизматичным, но это отнюдь не является гарантией его компетентности в финансовых вопросах, в ведении городского хозяйства и т. д.
Выборы публичной фигуры главы муниципалитета нужно сохранить, а администрацией должен руководить человек с управленческим опытом, неважно, во власти или в бизнесе, соответствующим образованием, и обеспечить это можно только через конкурсный отбор.
- Сейчас между депутатами и командой мэра есть баланс полномочий, равенство мнений — идет разностороннее обсуждение проблем, и это правильно. А сити-менеджеру, по сути, отводится роль подчиненного.
- Не соглашусь, поскольку в финансово-хозяйственной деятельности сити-менеджер останется фигурой номер один. Разница в том, что его работу будет достаточно просто оценить, если задачи заранее детально расписаны в договоре: по наполняемости и исполнению бюджета, строительству жилья, проведению ремонтов и так далее. Все с цифрами, как в любом контракте, неисполнение которого приводит к расторжению. А избираемый мэр может просто пожать плечами: «Извините, ребята, не получилось».
- И на таких условиях, полагаете, от желающих занять должность сити-менеджера в Архангельске отбоя не будет? Город проблемный...
- Проблемный, но как раз поэтому что ни сделай — все в плюс. Кроме того, в моем представлении, конкурс должен быть географически открытым: если к нам придет управленец, скажем, из Казани, обладающий нужной квалификацией, — почему бы нет?
- Какие прогнозы на ближайший период у комиссии по финансам и бюджету, заместителем председателя которой вы являетесь?
- Думаю, никого не удивлю: придется трудно. Так будет продолжаться до тех пор, пока область и город не придут к устойчивому компромиссу в финансовых вопросах. Не согласен с теми, кто говорит о межличностном конфликте мэра и губернатора — тогда он не продолжался бы бесконечно при смене одного из участников. Существует системный просчет, раз сегодня статус областного центра Архангельску практически ничего не дает.
Ежегодно город вкладывает в региональный бюджет около 20 млрд рублей, в виде дотаций возвращается... «несколько» меньше. Лучше попробовать больше зарабатывать самостоятельно и, возможно, пожалеть, чем вообще не попробовать и пожалеть еще сильнее.
- Насколько я знаю, вы возглавили региональный филиал компании в 2005 году, тогда же и переехали в Архангельск. С тех пор в городе что-то к лучшему изменилось?
- Тогда, почти десять лет назад, вид города, скажу честно, обескуражил. Первое, что сразу бросилось в глаза, - ужасающее состояние дорог и плохо организованное дорожное движение, причем не потому, что ГИБДД не следила, а из-за неравномерного распределения транспортных потоков.
Сейчас стало значительно лучше, в частности, после строительства улицы Выучейского. С учетом сделанного ранее участка проспекта Дзержинского от улицы 23-й Гвардейской Дивизии до улицы Тимме, центр заметно «разгрузился». Я в свое время наблюдал за реконструкцией Лиговского проспекта в Питере: Выучейского, в своих масштабах, сделана ничуть не хуже. Почти решен вопрос о начале в 2015 году проектирования нового съезда с железнодорожного моста.
- Почему, на ваш взгляд, заходят в тупик все планы, связанные с кардинальным решением проблемы строительства доступного жилья?
- Цены на недвижимость здесь почти такие же, как в Санкт-Петербурге, — общеизвестный факт. С моей точки зрения, из-за отсутствия нормальной конкуренции на рынке. Кто строит в Питере или в Москве? Да вся страна: «площадка» открыта. У нас же по непонятным для меня причинам внешние инвесторы не строят практически ничего.
Местные компании физически не в состоянии охватить весь рынок и делают в первую очередь то, что им выгодно. Между тем есть немало иногородних фирм, готовых возводить здесь «бюджетные» дома, но они не могут получить землю. Все это следствие бесконтрольной раздачи участков в начале 2000-х. За примерами далеко ходить не надо: мы в Соломбале на протяжении года не можем найти место под муниципальный детский сад.
Социальное жилье строится «поштучно» и на окраинах: ряд таких проектов медленно, со скрипом, но все же реализуется.
- Тенденции застройки Архангельска — пожалуй, вторая, после бюджетной, «любимая» тема полемики между мэрией и правительством области. Так или иначе затрагивается она и почти на каждой сессии городской Думы. Какова ваша позиция в этих вопросах?
- Наверное, мы уже побили все российские рекорды по количеству торговых площадей на душу населения. Но в появлении новых больших красивых гипермаркетов и торговых центров в Архангельске нет ничего плохого. Это тоже показатель уровня жизни, дополнительные рабочие места и источники НДФЛ. Если какие-то магазины окажутся лишними, они будут снесены или станут офисными зданиями, а может, даже жилыми домами. Рынок все сам «решит».
Сколько негатива вызвало в свое время строительство жилого комплекса «Омега-Хаус» на набережной Северной Двины между улицами Поморской и Володарского! По-моему, очень красивый проект — далеко не самое худшее, что могло появиться на этом месте. Возможно, он не совсем вписывается в ансамбль исторического центра города. Но покажите нам хотя бы один актуальный макет Архангельска будущего, сделанного профессионалами с учетом архитектурных традиции, — тогда будет о чем говорить.
Единой концепции застройки города нет. Мы имеем не генеральный план, а ситуационный градостроительный, изменяемый исходя из коммерческой необходимости. Идет банальное перераспределение участков земли. Так есть ли основания критиковать тех, кто хоть что-то делает, пусть даже строит «лишние» магазины и элитное жилье?
- Если бы вы не работали в крупной компании, решились бы сейчас создать в Архангельске бизнес?
- Почему нет? Сужу хотя бы по своим друзьям-предпринимателям: если человек действительно имеет желание и компетенцию открыть бизнес, он может сделать это здесь не хуже, чем в других городах. Единственная проблема — нехватка помещений. Не исключаю, кстати, что при нынешних видах на доходы бюджета ставки арендной платы по городу будут пересматриваться. Надо успевать.
- А как же дополнительная «северная» нагрузка?
- Все это ерунда, популизм. Я не верю в то, что необходимость оплатить человеку проезд к месту отдыха и обратно раз в два года действительно влечет за собой такие расходы, что стоит рисковать потерей квалифицированного сотрудника, когда у нас не только малый, но и крупный бизнес испытывает такой серьезный кадровый дефицит. «Северные» льготы ведь не ложатся на чистую прибыль: они спокойно бюджетируются и учитываются при налогообложении.
А предприниматели, которые не хотят предоставлять полный отпуск, компенсировать дорожные расходы и т. д., все равно этого не делают и делать не будут, сколько шума ни поднимай.
Малый и средний бизнес в Архангельске будет развиваться. Здесь очень много сильных профессиональных предпринимателей, которые не дадут городу катиться вниз, несмотря на закрытие крупных комбинатов.