ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

110 лет одним курсом: Лайский судоремонтный завод отметил юбилей


Илья ЛЕОНЮК | 03.06.2017 01:59:00
110 лет одним курсом: Лайский судоремонтный завод отметил юбилей

Лайский док, построенный Архангельско-Мурманским срочным пароходством в 1907 году, сохранил свой профиль и является старейшим судоремонтным заводом в Архангельской области. За 110 лет работники предприятия вдохнули вторую жизнь в 3700 судов. Сегодня на Лайском заводе ремонтируют свои суда Архангельский речной порт и судоходная компания «Экотэк». За последние 5 лет силами предприятия полностью модернизирован грузовой и пассажирский флот речников. 


А для морских перевозок построены шесть буксиров ледового класса, проведена реновация трех танкеров и двух сухогрузов: все они вошли в состав флота компании «Экотэк» и успешно работают в Северном Ледовитом океане. 

В историю судостроения на Севере Лайский завод вписал немало ярких страниц. Он по праву считается колыбелью научно-исследовательского флота страны. Именно здесь построено первое научное судно «Персей». Шхуне прочили судьбу промыслового судна, но революция 1917 года не дала сбыться планам местного предпринимателя: недостроенный корабль оказался брошен. Архангельские корабелы за него не взялись. Другое решение приняли судоремонтники Лайского дока. Собрав оборудование с разных пароходов, они создали уникальное судно, которое вошло в состав Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) имени Н.М. Книповича. Без малого 20 лет «Персей» провел в северных морях, совершив 84 экспедиции. Корабль затонул в 1941 году, обеспечивая снабжение защитников полуострова Рыбачий. В память о легендарном корабле на Лайском судоремонтном заводе в день юбилея была открыта памятная доска. 

Надо отметить, что годы Великой Отечественной для Лайского дока особо трагический период. Более 120 заводчан были призваны на передовую в первые годы войны. На их места в док пришли жены и дети. Несмотря на голод, тяготы времени, работа не останавливалась. За годы войны из дока были выведены десятки судов. Среди них и легендарный эсминец «Громкий», спасший арктический караван, и ледоколы «А. Сибиряков» и «Г. Седов». 

«Я проработал на Лайском заводе практически 20 лет, руководил предприятием в 80-х годах, и для меня было большой честью открывать памятную доску в честь «Персея», – рассказал один из ветеранов завода Владимир СЕМЬИН. – Отрадно, что нынешнее руководство чтит историю и тесно сотрудничает с ветеранами и бывшими работниками завода. Лайский док сыграл огромную роль в освоении нефтегазовых месторождений на Севере: для этих нужд мы строили суда по заказу Северного морского пароходства для доставки грузов в труднодоступные районы и на необорудованный берег. Уже в те годы завод внедрял современные разработки и применял новейшие технологии. Именно здесь были построены первые суда на воздушной подушке». 

Сегодня предприятие продолжает активно проводить реновацию судов, первым из которых стал когда-то «Персей». На базе старых корпусов создаются современные и оснащенные по последнему слову техники корабли. За последние десять лет на Лайском заводе построено и отремонтировано более 50 судов: они успешно работают в Сабетте в составе флота «Экотэк», доставляют грузы на Новую Землю, Соловки, обеспечивают «северный завоз», снабжают техникой и оборудованием самые высокоширотные военные базы. 

«Сейчас мы имеем полностью обновленное производство. На предприятии работает более 200 сотрудников. Лайский завод обеспечивает техническое обслуживание судов компании «Экотэк» и Архангельского речного порта, – рассказывает директор по производству Лайского судоремонтного завода Степан БЕЧИН. – По заказу компании «Экотэк» на Лайском заводе с 2009-го по 2013 год разработаны и построены буксиры ледового класса «Шельф», «Маринеско», «Канин», «Раптор», «Искандер», «Гранит», которые успешно используются для перевозки грузов в Белом, Баренцевом, Карском и Печорском морях. В 2013 году на базе завода проведена реновация сухогруза «Ладога-11» грузоподъемностью 2000 тонн; в 2014-м – танкера «Джамрат» грузоподъемностью до 3000 тонн. Это существенные объемы работ, если учесть, что параллельно ведется плановый ремонт флота».

Очень многое сделано и по заказам Архангельского речного порта. Благодаря специалистам Лайского дока на Северной Двине работают новые земснаряды, курсируют обновленные пассажирские суда с комфортными салонами.

razgovorov_a2016.jpg«Мы обновили их буквально от носа до кормы. Теперь эти безопасные и удобные теплоходы перевозят до миллиона пассажиров за навигацию на островные территории Архангельска. Грузооборот порта достигает миллиона тонн в год. Сегодня завод оказывает нам полный цикл услуг по ремонту и судостроению. За последние пять лет отремонтирован весь пассажирский флот и грузовые суда, земснаряды и баржи – всего более 50 единиц», – поясняет генеральный директор АО «Архангельский речной порт» Андрей РАЗГОВОРОВ

В советский период Лайский док был главным работодателем в одноименном поселке. Собственно, и сам поселок был построен силами завода. На работу приезжали новые специалисты, создавали семьи и оставались здесь жить. По мере расширения производства рос и Лайский Док. 

Сегодня завод дает работу специалистам из Архангельска, Северодвинска и Приморского района. Предприятие активно поддерживает социальную сферу, оказывает помощь местной школе и детскому саду, совету ветеранов. В юбилейный день для ветеранов производства прошел праздничный концерт. Коллектив Лайского дока принимал поздравления от Архангельского областного Собрания депутатов и администрации Приморского района.

Прямая речь

serdyuk_yiv.jpgЮрий СЕРДЮК, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:

– Лайский судоремонтный завод имеет большую историю, колоссальный опыт по строительству и реновации судов. Для Приморского муниципального образования это бюджетообразующее предприятие. Сегодня Лайский завод – социально устойчивый партнер поселка, обеспечивающий рабочие места и налоговые поступления, реализующий общественные проекты и оказывающий инфраструктурную поддержку.





Возврат к списку

0
Кривых Анатолий Яковлеевич
Справка по Персею
Зверобойное судно «Персей», построенное в г. Онеге в 1918 году, сибирским промышленником по фамилии Могучий было перегнано из Онеги и наставлено на прикол в Лае. Отсюда Могучий хотел перегнать судно в Норвегию для установки технологического оборудования по добыче и переработки зверя, главной паровой машины и т.д. Однако, революция, гражданская война, интервенция не способствовали выполнению планов Могучего и судно осталось в Лайском Доке. 10 марта 1921 года В. И. Ленин подписал декрет о создании плавучего морского научного института (Плавморин), возглавил который Месяцев И. И – профессор, гидробиолог, исследователь Арктики, один из основоположников советской океанологии. Для проведения исследовательских работ в северных морях России требовалось специально оборудованное судно, приспособленное для плавания во льдах.  Зверобойное судно «Персей», стоящее в Лае, построенное специально для плавания в Арктических морях полностью подходило к предъявленным требованиям. В январе 1922 года Совет труда и Обороны передал судно «Персей» Плавморину, которое нужно было переоборудовать в научно-исследовательское судно.  Для этого требовалось переоборудовать, построить каюты для проживания 24 членов экипажа, 16 человек научного состава, лаборатории, помещения для научно-исследовательских работ, установку главной паровой машины мощностью 360 лс, вспомогательных механизмов и т.д. Соломбальский сударемонтный завод (завод «Красная кузница») был перегружен работой и переоборудование судна было поручено малому предприятию Лайского Дока, который никогда раньше не выполнял такой сложной и объемной работы.  Под руководством начальника дока Гостева В. Ф, научных работников Месяцева И. И, Васнецова В. А приступили к выполнению работ по переоборудованию судна и подготовке его к эксплуатации.  Деревотделочные работы выполнялись в основном работниками Лайского Дока. Для выполнения работ по установке главной паровой машины, установке механизмов – судно пришлось переводить к причалу Соломбальского судоремонтного завода, где руководство завода выделило место у причала и разрешило пользоваться заводским оборудованием для производства механических работ и своими (заводскими) работниками в свободное от основной работы время.  Для государственной регистрации вновь построенного судна, выдаче судовых документов, требовалось: чертежи на постройку судна, место закладки, постройки судна, а также другая техническая документация.  Разработать документацию и привязать её к уже готовому судну поручили Архангельским инженерам В. Н. Цапенко и А. С. Вороничем. Местом закладки и постройки судна назван Лайский Док. В 1923 году первенец советского научно – исследовательского флота приступил к своей работе.  Всего за один год титанической, прекрасно организованной работы судно вступило в эксплуатацию в это очень сложное разрушенное войной и интервенцией время.  Этим надо гордиться. Длина судна - 41,5 п. м, ширина – 8 п. м, средняя осадка – 3 п. м, экипаж 24 человека, научный состав – 16 человек, водоизмещение 515 тонн, мощность паровой машины – 360 л. с.  В морях Северного Ледовитого океана с 1923 по 1941 г. г. Погиб в 1941 г. В Кольском заливе во время бомбёжки.  Кривых А. Я. 23. 06. 2017 год.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5