Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого | 03.05.2023 15:47:43
Архангельские производители обретают всероссийское признание. Недавно завод «БрауМастер» получил высшую награду престижного федерального конкурса, который проводится под патронажем Министерства сельского хозяйства РФ. Это стало поводом для встречи с генеральным директором ООО «БрауМастер» Владимиром ПРЕЛОВСКИМ, с которым мы поговорили об участии в конкурсе, особенностях малого локального производства и в целом об этой промышленности в России сегодня.
В конце марта были подведены итоги ведущего отраслевого конкурса в системе агропромышленного комплекса страны. Архангельскую область по направлению правительства региона вновь представлял «БрауМастер». В этом году наряду с золотой медалью в своей номинации предприятие получило высшую награду конкурса.
«Для меня всегда была важна независимая экспертная оценка качества производимой продукции. И именно поэтому мы охотно участвуем в конкурсах. Надо отметить, что образцы, поступающие на конкурс, отправляют в специализированную лабораторию Московского института пищевых технологий, где их анализируют по 78 показателям. В Архангельской области таких возможностей для исследования продукции просто нет», – рассказал Владимир Валентинович.
Примечательно, что отбор лучших образцов происходит вслепую – ни эксперты жюри, ни сотрудники лаборатории не знают, продукцию какого бренда они анализируют.
«Участнику конкурса присваивают номер, и он в обговорённом формате посылает под ним свои образцы в приёмную комиссию. Подчеркну – обязательно без маркировки бренда. Раскрывают его только после подведения итогов – за неделю до награждения», – отметил предприниматель.
В победителях – малые производства
В этом году на конкурс было отправлено 502 образца продукции из разных регионов России.
«За всё время участия в конкурсе мы получили десять медалей, четыре из них – золотые. И поэтому в 2023 году ООО «БрауМастер» награжден высшей наградой – «Знак качества» и дипломом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, – подчеркнул Владимир Преловский. – Конечно, очень приятно. Но самое главное для нас – показать, что местные малые производители могут делать продукцию высокого качества».
Примечательно, что все призовые места конкурса в этом году взяли региональные бренды, по большей части – небольшие производства.
«В нашей отрасли вклад чисто российских компаний невелик. До недавнего времени отечественные предприятия выпускали всего 15% от общего объёма продукции. Всё остальное – крупные производства транснациональных корпораций, – пояснил руководитель «БрауМастера». – Ни для кого не секрет, что большинство брендов, имеющих российские названия, на самом деле принадлежат зарубежным компаниям. Безусловно, в связи с последними событиями их немного потеснили. Но полностью с рынка никто не ушёл. Они нашли, как обойти ограничения».
Научились работать с санкциями
В прошлом году промышленность из-за санкций столкнулась с серьёзными проблемами с поставками сырья.
«Для многих предприятий события прошлого года стали настоящей катастрофой. Под старую схему было «заточено» всё: производственные мощности, на которые были взяты кредиты, рабочие места, цепочки поставок. Но в итоге мы научились работать с санкциями. Объединив усилия, производители и поставщики договорились о новых правилах игры. Хотя, конечно, санкции ударили по стоимости продукции, это связано с изменением логистики. К примеру, импортный солод подорожал в 2,3 раза», – добавил Владимир Валентинович.
Полное импортозамещение в этой сфере потребует длительного времени.
«Давно известный факт: не нужно было в своё время вырубать виноградники и хмельники. За один день и даже год они не вырастут. Для их восстановления требуется лет двадцать. А на сегодня Россия в состоянии обеспечить эту промышленность хмелем только на 2% от требуемого объёма производства», – привёл пример наш собеседник.
Другая история с солодом – его производят в нашей стране. Хотя и здесь есть свои нюансы.
«Поставками солода мы обеспокоились ещё в 2014 году. Тогда же стали разрабатывать новую линейку продукции на отечественном солоде. Решили сделать её бюджетной, а со временем она стала достаточно хорошей, и в этом прямая заслуга отечественных производителей сырья, – уверен Владимир Преловский. – Это молодая Санкт-Петербургская солодовня, которая начала с того, что закупала импортный ячмень и перерабатывала его уже у себя. А сейчас компания выращивает ячмень на полях Псковской и Новгородской областей».
К слову, и в нашем регионе есть потенциал для выращивания ячменя.
«В советские годы Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева проводила пробные высевы ячменя в разных регионах страны. Отличный результат был получен в Каргопольском и Плесецком районах Архангельской области. Так что это может стать ещё одним вектором экономического развития региона», – считает руководитель «БрауМастера».
«Не хочу уходить в масс-маркет»
Перед каждым производителем рано или поздно встаёт вопрос, в какой нише работать: продолжать выдавать свой штучный и качественный товар или же уйти в масс-маркет – кратно увеличить объёмы производства, при этом несколько проиграв в качестве. Такой выбор в своё время стоял и перед предприятием «БрауМастер».
«Я решил, что не хочу уводить производство в масс-маркет. На мой взгляд, ценность локального продукта именно в свободе выбора и оригинальности создания. Сегодня наши объёмы производства обеспечивают поставки только внутри региона», – добавил Владимир Валентинович.
Небольшой объём производства неизбежно приводит к увеличению себестоимости конечного продукта.
«Для нашего, скажем прямо, среднеценового рынка Архангельска, где пока недостаточно развит туристический кластер, всё это не столь привлекательно в экономическом плане. И вся надежда на то, что такие производства поддержат потребители. Ведь в конечном счёте, при выборе в пользу продукции местного производителя деньги потребителей остаются в регионе, укрепляя его благосостояние», – уверен Владимир Преловский.