Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото arhcity.ru | 25.05.2020 09:12:36
2019 год Архангельск закончил с профицитом в сумме 339 млн рублей. В 2020-м эти деньги планировалось направить на ремонт дорог и благоустройство города, поддержку муниципальных предприятий – на те статьи, которые, несмотря на рост бюджета, остаются недофинансированными. Однако пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы.
За счет чего удалось добиться таких высоких показателей по доходам? Как пройдет «бюджетная мобилизация»? Об этом «Бизнес-классу» рассказал заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ.
– Даниил Вадимович, как в 2019 году по отношению к 2018-му изменилась доходная часть бюджета?
– Действительно, сделан очень серьезный шаг вперед. Доходы городского бюджета за 2019 год превысили 10,5 млрд рублей – впервые за всю историю. Рост доходов составил свыше 1 млрд рублей, при этом более 500 млн рублей из этой суммы – собственные доходы бюджета. Это очень важный фактор, свидетельствующий о том, что город зарабатывает деньги сам.
Около 200 млн рублей приходится на рост НДФЛ. Свыше 50 млн рублей мы прибавили по ЕНВД, которым также очень серьезно занимались. Есть прирост по имущественному, земельным налогам. В состав собственных доходов бюджета включен трансферт из областной казны в 45 млн рублей – эту сумму мы получили в качестве премии за самые высокие в регионе показатели по собираемости УСН.
Бизнес в Архангельске развивался и чувствовал себя комфортно. Приведу только несколько примеров. В 2019 году объем отгруженных товаров существенно вырос – с 50,5 млрд до 54,5 млрд рублей. Объем розничной торговли увеличился с 84 млрд до 105-107 млрд рублей.
Большой плюс дала наружная реклама.
Мы вовлекли в оборот имущество, которое ранее не использовалось и по которому город только нес расходы.
В 2019 бизнес в Архангельске
развивался и чувствовал
себя комфортно.
Продолжает работать программа по обеспечению устойчивости бюджета Архангельска: в прошлом году она дала эффект в размере 600 млн рублей. Безвозмездные поступления из федеральной и областной казны мы также нарастили – на 711 млн рублей, или на 16%.
В целом 2019 год по бюджету стал одним из самых лучших. Грамотная бюджетная и налоговая политики позволили мобилизовать немало источников дохода.
– Какими были ключевые направления расходов бюджета?
– По расходам бюджета в 2019 году тоже имеем рост – до 10,2 млрд рублей. Мы смогли в полном объеме обеспечить все решения, принятые по повышению заработных плат в социальной сфере. Кроме того, очень серьезно увеличились бюджетные инвестиции. Да, 68-69% расходов по-прежнему приходится на социальную сферу, но в эту сумму входят ведь и инвестиции. В 2019 году это свыше 830 млн рублей, в т. ч. в социальной сфере – 686 млн рублей, а это школы, детские сады. Мы участвуем практически во всех федеральных программах, конкурсах, решаем вопросы софинансирования различных объектов.
В округе Варавино – Фактория уже готова коробка здания детского сада на 280 мест. В июле застройщик будет заниматься асфальтированием, продолжит благоустройство территории. Неподалеку строится еще один детсад – на 220 мест.
На городское хозяйство было направлено 22% средств. Понятно, что этих денег недостаточно, но если взять фактические совокупные затраты, с учетом инвестиций, получится уже иная картина. У всех возникают вопросы, связанные с содержанием города. Здесь тренд такой: по тем инвестициям, которые в виде софинансирования мы обеспечиваем сегодня, деньги будут постепенно высвобождаться, по мере сдачи объектов. И эти средства в последующих периодах пойдут на текущее содержание городского хозяйства.
– Что планируется сделать в этом году по направлению благоустройства мест массового отдыха людей?
– В 2019 году, как вы знаете, был завершен Майский парк, выполнено проектирование сквера им. Грачёва, проведено благоустройство 15 дворов. В этом году мы благоустроим не менее шести дворов, завершим сквер им. Грачёва. Кроме того, впервые есть такая цель – в этом году в каждом из округов города создать территорию для отдыха. Например, в округе Варавино – Фактория в 2020-м должен появиться Студенческий сквер.
– Как удалось снизить долговую нагрузку на бюджет города?
– В свое время была выбрана стратегия, согласно которой мы не наращиваем муниципальный долг. Каждый год, несмотря даже на результат по бюджету, старались понемножку этот долг сокращать. На 1 января 2020 года он сформировался на уровне менее 1,5 млрд рублей. Мы таргетируем его третий год подряд, и эта тактика позволяет обеспечить сбалансированность бюджета.
Также впервые в истории города три года подряд мы получали бюджетные кредиты с минимальной ставкой.
Централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений принесла в 2019 году более 70 млн рублей экономии. Процесс начинался непросто, но сегодня, на мой взгляд, он работает достаточно эффективно. К слову, эти деньги мы «возвращаем» в отрасль, в том числе на ремонт зданий бюджетной сферы.
Централизованная бухгалтерия
бюджетных учреждений
принесла в 2019 году более
70 млн руб. экономии.
Отдельно отмечу: погасить муниципальный долг во что бы то ни стало задачи не стоит. Мы направляем средства на наиболее важные цели, востребованные у горожан, – это содержание города, капитальные вложения, социальная инфраструктура. Например, впервые за долгое время увеличили выплаты молодым педагогам. В «обычное» время стала выше полноценность горячего питания в школах, а в период пандемии мы обеспечили детей сухими пайками.
В целом в течение 2019 года дополнительно на сессиях Архангельской городской Думы распределено порядка 600 млн рублей.
Объем неисполненных судебных решений с 2015 года сократился с 11 млрд до 6,9 млрд рублей.
– Вы говорите немножко в прошедшем времени. Это связано с пандемией?
– Очевидно, что сейчас настали непростые времена. По итогам 2019 года у нас сформировался профицит в сумме 339 млн рублей. Кстати, при этом расходы бюджета, как я уже сказал, только наращивались, а не снижались. То есть это не профицит, созданный искусственно.
Когда мы планировали бюджет 2020 года и периода 2021-2022 годов, хотели направить профицит на поддержку муниципальных унитарных предприятий, ремонт дорог, благоустройство – на те статьи, которые остаются недофинансированными.
Но сложилась эта ситуация с пандемией. Сегодня бизнес – те налогоплательщики, которые всегда поддерживали бюджет своими платежами – требует от нас дополнительной поддержки. На мой взгляд, меры приняты беспрецедентные. На уровне муниципалитета мы идем на отсрочку или отмену арендных платежей, снижение налогового бремени. И на этом не останавливаемся, работа продолжается практически в ежедневном режиме.
Сегодня бизнес – те налогоплательщики,
которые всегда поддерживали бюджет
своими платежами – требует от нас
дополнительной поддержки.
Кроме того, остатки на счетах сегодня являются источником финансирования первоочередных потребностей муниципалитета, возникших в связи с выпадающими доходами. Безусловно, этих средств будет недостаточно. Городу придется привлекать дополнительные кредитные ресурсы.
Наша основная задача – не допустить снижения расходов. Мы в полной мере выполним все обязательства, взятые при формировании бюджета. Речь идет не просто о сохранении социальных обязательств, но и об их наращивании. Все проекты, которые мы начали или начинаем, также состоятся, в том числе по социальным объектам, дорожному хозяйству. Подрядчикам переживать не надо.
– Как будете продолжать работу с доходной базой?
– Сейчас пока рано прогнозировать. Мы еженедельно «сверяем часы» с ИФНС, смотрим, как идет динамика поступлений. Пока говорим не столько о наращивании, сколько о сохранении доходной базы.
Возможно, мы будем менять план приватизации: дополнительно включим в него ряд объектов муниципального имущества, что позволит возместить часть привлекаемых кредитных ресурсов. Возможно, будем рассматривать продажу ООО «Центральный рынок». Принимаем решения о приватизации долей в некоторых коммерческих структурах – например, в АО «Архангельскоблгаз». Наверное, пришло время для реализации этих активов, чтобы поддержать бизнес и население города.
Возможно, мы будем менять план
приватизации...Наверное, пришло
время для реализации этих активов,
чтобы поддержать бизнес
и население города.
На 1 мая по отношению к аналогичному периоду прошлого года мы уже недополучили 216 млн рублей. По году в сумме выпадающие доходы, по прогнозам, составят 494 млн рублей, и эта цифра постоянно уточняется. Насколько быстро восстановится экономика – судить сложно. Я думаю, что уже ближе к осени мы это поймем.
Срок действия ЕНВД, как вы знаете, заканчивается в 2020-м, и пока решений на федеральном уровне об его продлении, замещении выпадающих доходов местных бюджетов нет. Для нас это свыше 400 млн рублей в год. Возможно, для муниципалитетов будет определен норматив отчислений по УСН, мы очень этого решения ждем. Думаю, что, если бизнес вернется в нормальное русло работы, с этой ситуацией мы справимся, вместе ее переживем.
– На ближайшей сессии, 27 мая, вы будет обсуждать отчет о выполнении городского бюджета за 2019 год. По каким направлениям ожидаете наибольшего количества вопросов?
– Думаю, депутаты спросят о том же, о чем и вы: куда пойдут остатки на счетах, тот самый профицит? Какие меры дополнительно будут приняты на период пандемии и на время выхода из нее? Также спросят об индикаторах отдельных программ. Есть ряд программ, по которым мы получили деньги достаточно поздно и не успели провести торги, или не поступило заявок – как в случае с реконструкцией памятника Павлину Виноградову. Но ни одного проекта не закрыли, лишь передвинули сроки. На все эти вопросы мы депутатам ответим.