ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 02:24

Спрос на бутилированную воду в Архангельской области продолжит расти


Илья ЛЕОНЮК | 06.04.2023 12:54:30
Спрос на бутилированную воду в Архангельской области продолжит расти

Агентство регионального развития провело большое исследование инвестиционного потенциала рынка воды в Архангельской области. По оценкам специалистов, российский рынок бутилированной воды за 2019-2021 годы в натуральных значениях вырос в 2,1 раза – за счёт увеличения объёмов производства на 35% и сокращения экспорта на 24,5%.


Рынок Северо-Запада также показывает рост. В Поморье ситуация складывается похожим образом, что открывает потенциал для инвесторов: рынок бутилированной воды в регионе за последние несколько лет увеличился на 18,8%.

Такая тенденция сохранится. Сегодня в регионе в этой нише всего восемь ключевых игроков. И ёмкость рынка позволяет говорить о том, что он имеет хороший бизнес-потенциал. Тем более что имеющихся месторождений достаточно.

Факты о рынке

Сегодня в Архангельской области 31 месторождение питьевых подземных вод с запасами 1 311 100 м3/сут., восемь месторождений минеральных вод. Наиболее перспективное для инвестирования – месторождение минеральных подземных вод «Вельское», участок «Сосновский»: лечебно-столовые минеральные воды для розлива, балансовый запас категории А, 259 м3/сут., минерализация 0,2-0,45 г/ дм3. Также есть месторождение «Архангельское», участок «Фактория» – лечебно-питьевые воды с балансовым запасом 200 м3/сутки.

Что касается пресных подземных питьевых вод, выделяют месторождение «Архангельское», участок «Чидвинский» – объём запасов 129 м3/сут.; месторождение «Вельское», участок «Важский» – объём запасов 200 м3/сутки; месторождение «Савинское» – экологически чистые питьевые воды для розлива, категория «А», запасы 20 м3/сут. и категория «В» (10 м3/сут.).

Согласно исследованиям, в 2019-2022 годах бутилированная вода занимала самую большую долю на рынке безалкогольных напитков – до 70%. На соки, к примеру, приходится 11-12% рынка.

Тенденции к изменению

Резкий рост объёмов продажи питьевой воды связан с несколькими общими трендами: восприятие бутилированной питьевой воды как товара первой необходимости, рост интереса потребителей к концепции здорового образа жизни и использование бутилированной воды для приготовления пищи ввиду плохого качества водопроводной.


В Поморье 44% населения пьют воду только из-под крана, 56% предпочитают другие её виды 16% населения пьют исключительно бутилированную воду усреднённая норма потребления воды – 2 л/день.


61% потребителей предпочитают безалкогольные напитки локальных брендов, и лишь 14% ориентируются на мировые бренды. В ближайшие годы ситуация на рынке несколько изменится: прогнозируется рост объёмов продаж питьевой воды (на 21,4%) и прохладительных напитков (на 9%) при падении спроса на минеральную воду (на 7,5%) и соки (на 8,2%).

Покупатели также демонстрируют интерес к новым форматам потребления питьевой воды: отмечается спрос на витаминизированные напитки, питьевую воду с повышенным содержанием кислорода и иные «фитнес»-напитки.

Выбор потребителей

Наиболее популярный ценовой сегмент питьевой воды (с самым большим объёмом продаж) – это питьевая вода стоимостью 30-35 руб­лей за бутылку до 1,5 литра. Потребители предпочитают питьевую воду в таре объёмом 5 и 1,5 литра – это подтверждается как результатами опросов, так и объёмами продаж воды в соответствующей таре.

Стеклянные бутылки нравятся покупателям чуть меньше пластиковых: 37,5% респондентов предпочитают покупать питьевую воду именно в стекле. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее популярен вариант с питьём воды на ходу и потребление воды в больших объёмах в домашних условиях.

45% потребителей не покупают бутилированную воду, а используют фильтры для воды. 14% приобретают домой пятилитровые бутылки, 11% закупают 19‑литровые. Наиболее важными при выборе напитка покупатели считают вкус, возможность приобрести в ближайшем магазине и доступную цену. А вот на дизайн и материал упаковки, название обращают меньше внимания. Стоит отметить, что на спрос влияет и сезонность – понятно, что самый большой уровень потребления бутилированной воды приходится на июль.

Выход на международные рынки

В Архангельской области исторически сложилось так, что добыча и розлив питьевой воды с точки зрения бизнеса имеют достаточно высокий потенциал. Специалисты объясняют это наличием водных ресурсов, часть из которых, кстати, находится на территории АЗРФ, растущим спросом и логистической составляющей.

Если говорить о Северо-Западе, то поставлять воду из нашего региона в другие города не так сложно и дорого: большегрузы с товарами идут в основном к нам, при этом спрос на перевозку грузов в обратном направлении достаточно невысок, поэтому и стоимость транспортировки ниже.


В Архангельске только восемь компаний имеют* зарегистрированные товарные знаки и действующие сертификаты на реализацию бутилированной воды.

Второй момент – развитие портовой инфраструктуры и завоз грузов на территории Крайнего Севера: вода как необходимая часть провизии также закупается у местных поставщиков. Кроме того, если развить и сделать известным свой бренд воды, с ним можно выходить на международные рынки и занимать нишу в других странах – все мы хорошо знаем такие примеры.

Сейчас тренд на локализацию брендов воды прослеживается очень чётко: продукция местных производителей широко представлена не только на полках сетевых магазинов, но и в гостиницах, на официальных мероприятиях городского и областного уровней.

Словом, тенденции развития «водного» бизнеса говорят о востребованности данного направления, наличии свободных ниш и перспектив сбыта.

Полную информацию по исследованию, мерах поддержки бизнеса можно получить в Агентстве регионального развития по телефону 8(800)100-7000 или по электронной почте [email protected].

Прямая речь

Максим ЗАБОРСКИЙ, генеральный директор АНО АО «Агентство регионального развития»:

zaborski.jpg– Мы провели большое исследование на базе Агентства регионального развития и понимаем, как растёт рынок потребления воды в России в целом и в Архангельской области в частности. Видим инвестиционный потенциал для организации производства и бутилирования воды на территории нашего региона.

В Архангельске есть немалое количество источников: 31 месторождение питьевых подземных вод с запасами 1 311 100 м3 в сутки и восемь месторождений минеральных вод.

Стоит отметить, что такой бизнес может претендовать на все льготы и преференции АЗРФ. Важно отметить, что даже если источник находится за пределами Арктической зоны, а само производство (розлив) организовано на территории АЗРФ, есть возможность стать резидентом.

Открытие бизнеса сопровождается определённой процедурой. Если кратко, то она состоит из четырёх этапов: потенциальный инвестор может заявиться на выбранный участок, затем участок включают в перечень для рассмотрения, проходит аукцион, победителю выдаётся лицензия. При обращении к нам на каждом этапе – с момента инвестиционной идеи до открытия производства, содействуем в определении рынков сбыта – предпринимателя будут сопровождать специалисты Агентства регионального развития.

Справка

Рынок безалкогольных напитков в России в ближайшие пять лет претерпит некоторые изменения:

  • вырастут объёмы потребления безалкогольных напитков;
  • вырастут объёмы продажи питьевой воды в различных форм-факторах;
  • увеличится объём потребления функциональных напитков.
  • увеличится количество вариантов исполнения функциональных напитков.


* Источник: Анализ APortal на основе данных spark-interfax (дата обращения 15.11.22 г.) 





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей