ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

Власть и бизнес: «Пряники лучше, чем кнут, но где их взять?»


Андрей САХАРОВ | 28.03.2014 07:25:10

Власть и бизнес не слышат друг друга — такой вывод можно было сделать после конференции «Региональная среда бизнеса», которая прошла в Архангельске в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.  В целом подогреваемый модератором диалог в очередной раз свелся к просьбам и жалобам предпринимателей, рассуждениям министра экономического развития об объективных трудностях, а содержание тематических блоков перекликалось друг с другом.

Депутат Архангельской городской Думы, совладелец НП «Панорама Retail» Дмитрий ЮРКОВ рассказал о своем видении текущей экономической ситуации в регионе.

«Ресурсный подход к развитию территорий себя исчерпал, – начал Юрков. – Сейчас главный вопрос – развитие человеческого капитала.  Как сделать так, чтобы «высококонкурентные» люди  – этот зарождающийся креативный класс  – оставались в области?  Для этого должна быть создана комфортная бизнес-среда. Наша задача - повысить инвестиционную привлекательность региона. Инвесторы должны четко видеть потенциал размещения вложений. Мы только в начале этого пути. Сейчас идет смена парадигм развития территорий. Что я под этим понимаю? Вот пример из политики муниципалитета немецкого города Эмдена.  Несколько лет назад известнейший концерн «Фольксваген»  объявил о конкурсе на предоставление условий для строительства нового автозавода на 8 тысяч рабочих мест. На него заявились многие муниципалитеты Германии.  И чтобы выиграть, Эмдену пришлось взять кредит и построить грузовой аэродром для  завода. То есть на Западе давно работает парадигма: бизнес говорит, что ему надо, а власть делает. У нас пока все иначе. На мой взгляд, если к бизнесу предъявляются определенные требования, то и с  власти надо спрашивать». 

Затем депутат обратился к конкретным  экономическим реалиям, напомнив, что не приходится говорить о развитии производства в области, пока действуют огромные энерготарифы.  А под конец выступления затронул вопрос интеллектуального развития населения и предложил в качестве кузницы кадров ввести повсеместное преподавание игры в шахматы, начиная с детского сада и заканчивая САФУ.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Николай ЕВМЕНОВ заявил, что хотел бы сформировать рейтинг муниципалитетов «с точки зрения взаимодействия с бизнес-сообществом». Такой опыт уже внедрен в Ростовской области. По мнению бизнес-омбудсмена, рейтинг выявит пробелы во взаимоотношениях власти и бизнеса, а значит, «поможет сформировать правила игры, которые избавит решения власти от субъективизма».

В свою очередь министр экономического развития и конкурентной политики Ирина ГЛАДЫШЕВА отметила, что формирование диалога с бизнесом – одна из главных задач власти. Призналась, что «у нас недостаточный уровень деловой активности с невысоким экономическим результатом», но «работа проводится, и есть оживление, идет разработка методики оценки инвестиционной привлекательности региона».

«На нашей территории есть объективные ограничения, затрудняющие любой бизнес, – заявила министр, отвечая на вопрос из зала о наличии у правительства «прорывных» идей, улучшающих бизнес-среду. –  Мы вынуждены констатировать факт, что вся работа по поддержке бизнеса идет в рамках действующего законодательства. Прежде чем заявлять креативные идеи, надо учитывать наши финансовые возможности. Даром ничего не дается. Да, пряники лучше, чем кнут, но где их взять?».

По теме «Изменения инвестиционного климата» высказался архангельский пивовар Владимир ПРЕЛОВСКИЙ. Он заявил, что производственные мощности региональных пивоваров из-за сильной конкуренции федеральных игроков загружены только наполовину, и если изменить эту ситуацию, то акцизные отчисления в областной бюджет вырастут вдвое. «Но этому мешает слабый контакт между бизнесом и властью, хотя, наверное, какие-то экспертные советы существуют», –  сказал Преловский.  

Подхватившая от него эстафету маркетолог ОАО «ЛДК-3» Светлана ШАДРИНА  заметила, что только ленивый не занимался в России разработкой методик оценки инвестиционной привлекательности.

«Однако регионы не работают по выработанной методике долгое время, поэтому результаты такой работы невозможно проанализировать,  – заявила она. – Власть плохо использует механизм государственно-частного партнерства в форме концессии.  На всю Россию – 79 концессионных соглашений. Это ничто. Что мешает? Отсутствие сильной законодательной базы и неравноправие сторон. У власти больше возможностей и полномочий, чем у бизнеса. Поэтому  выстраивать диалог сложно. Власть на местах не всегда готова слышать и помогать. Проблема в «ментальности» чиновников: боязни брать на себя ответственность за решения, безынициативность. Нет реального стратегического планирования. Нет реальных проектов. Нет механизма гарантий. Бизнес четко распределяет уровень рисков по каждому проекту, а власть не дает гарантий, что деньги вернутся».

Ирина Гладышева в ответ напомнила, что региональное правительство разработало  дорожные карты, рассчитанные на инвестпроекты до 2020 года, но при этом призналась, что найти инвесторов на такие длительные сроки сложно.

«А для контактов  мы проводим конференции малого и среднего бизнеса, – заявила министр. Скоро опубликуем для обсуждения инвестиционную стратегию, выслушаем и учтем все претензии».





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Видео недели: Бизнес на Севере


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5