Рита ИЛЬИНА. Фото: depositphotos.com | 01.09.2019 01:48:20
В последних числах августа из федерального центра пришла информация, которую можно назвать сенсационной. Минэкономразвития России заявило о том, что поддерживает некоторые предложения по снижению нагрузки на бизнес в северных регионах. И даже представило предварительные расчеты в Минфин. Что конкретно обсуждается в Правительстве РФ? И соответствуют ли инициативы, одобренные Минэком, ожиданиям предпринимателей?
О выравнивании конкурентоспособности предпринимателей на Севере (в который раз и который год!) шла речь на прошедшей в июле в Москве рабочей встрече губернатора Архангельской области Игоря ОРЛОВА с министром экономического развития России Максимом ОРЕШКИНЫМ. Ответ из Правительства РФ пришел в конце августа и оказался даже более обстоятельным, чем ожидалось.
Если инициативы, одобренные министерством, будут реализованы, предпринимателям не придется больше раз в два года компенсировать своим сотрудникам и неработающим членам их семей расходы на проезд к месту отдыха. Эту льготу предполагается равноценно заменить на налоговый вычет. Выпадающие доходы бюджетов регионам возместят из федеральной казны.
Кроме того, из базовой суммы расчета страховых взносов для предпринимателей будут исключаться выплаты, начисленные сотрудникам с учетом районных коэффициентов и северных надбавок.
Как пишет Минэкономразвития, именно эти две инициативы выбраны на основе предложений, собранных от самих представителей бизнеса, омбудсменов, властей регионов и ведущих бизнес-объединений страны – «Деловой России», Торгово-промышленной палаты, РСПП, «ОПОРЫ России» и других.
Уже известна и предварительная цена вопроса. «Отпускная» мера обойдется федеральному бюджету в 41,3 млрд рублей, исключение северных надбавок из налогооблагаемой базы – в 143,3 млрд. Помимо Минфина, эти расчеты направлены в Министерство труда, Пенсионный фонд РФ и Федеральную налоговую службу.
Таким образом, Правительство РФ принимает основной аргумент предпринимательского сообщества: северные льготы, установленные для решения государственных задач, должно обеспечивать само государство, а не бизнес, который и без того работает в сложных климатических условиях, при более высоких энерготарифах и т. д.
Знак неравенства
Двадцать четыре региона России в той или иной степени относятся к территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В 2018 – 2019 годах в целом по стране число субъектов МСП росло, включая, кстати, категорию индивидуальных предпринимателей. Тогда как в северных регионах количество малых и средних предприятий уменьшалось.
«Самый сложный вопрос здесь – насколько критичным для сектора МСП является влияние именно северных льгот? – говорится в приложениях к письмам Минэка. – Очевидно, что ведение предпринимательской деятельности в северных районах осложняется многими факторами, не связанными с надбавками (климат, логистика, уровень цен, доходов населения и т. д.). Однако, во-первых, районные коэффициенты существенно влияют на уровень затрат работодателей. Во-вторых, математическое моделирование показывает, что даже если бы все условия ведения предпринимательской деятельности, за исключением северных льгот, в Москве были бы такими же, как в Архангельске, на территории Москвы предпринимателей было бы все равно больше».
Надо сказать, что Архангельская область в изложении позиции Минэкономразвития РФ упоминается много раз – значит, властям, деловым объединениям, бизнес-омбудсмену конкретно нашего региона удалось привлечь серьезное внимание к своим доводам. «Как пример можно также отметить рекордно низкую плотность и долю МСП в занятости населения в Архангельской области. Примечательно, что в соседней Вологодской области плотность МСП выше более чем в два раза (...) Это может свидетельствовать о том, что субъекты МСП стараются размещаться в тех районах, где отсутствуют северные надбавки и преференции для работников», – считают в министерстве.
Предложения принимаются
Итак, федеральный центр заинтересован в выравнивании конкурентоспособности предпринимателей, работающих на Севере, с их коллегами из средней полосы и юга страны. Министерством проведена оценка дополнительных издержек субъектов МСП, связанных с государственными льготами, и сделан вывод о недостаточном использовании потенциала бизнеса северных территорий.
«Данная проблема касается порядка 961,3 тысячи субъектов МСП, у которых работает 3,4 млн человек», – отмечает в письме заместитель министра экономического развития РФ Вадим ЖИВУЛИН.
А в чем интерес работников малых предприятий? О том, как в действительности работают «северные» льготы, можно судить из стандартных ответов предпринимателей на вопрос «Компенсируете ли вы своим сотрудникам расходы на проезд к месту отдыха и обратно?»:
«Нет. Я думаю, у них и так достаточно высокие по меркам Архангельска зарплаты – около 50 тысяч рублей в месяц. Работник, конечно, может написать заявление на компенсацию и даже обратиться в суд: мы оплатим ему билеты, но в нашей фирме это будет в первый и последний раз. Предлог для увольнения всегда найдется»;
«Да, но это означает, что я сэкономлю на чем-нибудь другом: их премиях, доплатах за работу в выходные и так далее. Компенсация расходов на проезд к месту отдыха – это очень серьезные дополнительные затраты. Если в фирме, скажем, человек пятнадцать и все в один год вдруг соберутся куда-нибудь на Дальний Восток – предприятие просто вылетит в трубу...»
В ближайшее время в Архангельске пройдет совещание, посвященное проблемам ведения бизнеса на Севере, с участием Минэконоразвития РФ и всех заинтересованных сторон. Министерство не закрывает список предложений двумя озвученными пунктами – у предпринимателей, бизнес-объединений, региональных органов власти есть возможность расширить повестку дня. Перечень вопросов сейчас формируется и будет направлен на утверждение в Москву.
Дата проведения совещания пока не названа, но, как отмечается в «установочном» письме Минэка, в итоговом варианте предложения по выравниванию конкурентоспособности МСП в районах Крайнего Севера должны быть рассмотрены в рамках национального проекта не позднее 1 октября 2019 года.
Комментарии
Игорь ОРЛОВ, губернатор Архангельской области:
– Я с большим удовольствием увидел в ответе Минэкономразвития РФ не просто констатацию факта, что проблемой надо заниматься, а серьезный предметный анализ условий работы предпринимателей на Севере. Во многом он построен на наших заключениях, которые мы передавали коллегам, при этом выслушаны предложения практически всех территорий, входящих в Арктическую зону России.
Планируется провести в Архангельске расширенное совещание по этим вопросам, собрать максимум экспертов, чтобы выработать идеи, а возможно и законодательные инициативы, направленные на повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на Севере. И нам дан карт-бланш на формирование повестки дня. Это шанс! Мы должны подойти к встрече с набором конкретных предложений. Я бы добавил в повестку дня, прежде всего, вопросы, относящиеся к непростой демографической ситуации в наших регионах: основа развития территорий – это человеческий капитал. В числе важных аспектов я бы отметил также тарифное регулирование и перспективы моногородов в Арктике.
Василий СИДОРОВСКИЙ, президент Торгово-промышленной палаты Архангельской области:
– Я рад, что процесс сдвинулся с мертвой точки. Минэкономразвития России предлагает вернуться к обсуждению освобождения бизнеса от уплаты страховых взносов с районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такой шаг позволит и сохранить людям социальные гарантии, и сократить расходы предпринимателей.
Такой же подход мы видим и в замене обязательства по оплате сотрудникам стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска на налоговый вычет по НДФЛ. Это позволит исключить потребительское отношение со стороны работников к праву, гарантированному государством, потому что реализовать его можно будет лишь в пределах той суммы налога, которая им была начислена за определенный период работы в районах Крайнего Севера (в течение двух лет). Сегодня максимальный размер таких выплат ничем не ограничен и никак не регулируется. Нередки случаи, когда работодателям по решению судов приходится платить такие суммы, что это приводит к существенным финансовым потерям и даже к банкротству предприятий.
Ольга ГОРЕЛОВА, уполномоченный по защите прав предпринимателей:
– Реализация мер, которые поддерживает Минэкономразвития РФ, безусловно, облегчит финансовую нагрузку на работодателей – субъектов МСП. Рассчитываем, что ключевые федеральные органы исполнительной власти согласятся с позицией и аргументами министерства.
При этом особые условия Крайнего Севера требуют дополнительных шагов, которые позволят не просто сохранить действующий бизнес, но и привлечь предпринимателей и инвесторов в богатые ресурсами регионы Арктической зоны РФ. Среди них возможно введение специальных режимов налогообложения, субсидирование из бюджетов части затрат по созданию инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов. А это требует расчетов, обоснований через призму и стимулирования бизнеса, и повышения бюджетной обеспеченности регионов. Поэтому сейчас важно в оперативном режиме отработать дополнительные предложения от всех северных регионов с учетом мнения субъектов МСП.