Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 06.02.2015 06:41:14
За последние несколько дней января в Архангельске выпала треть месячной нормы осадков. Эта тенденция сохраняется и в феврале. Судя по состоянию городских дорог, за исключением нескольких центральных улиц, зима опять свалилась «как снег на голову». Остается выяснить: на чью? Конкурс на сезонное содержание дорог в четырех округах выиграло малоизвестное ООО «Архинвестпроект», не имевшее ни средств, ни техники на выполнение такого объема работ.
По отзывам участников этого компактного рынка, регулярно очищать по три-четыре округа Архангельска от снега могут только три организации: ОАО «Ремикс», ЗАО «Архангельское городское специализированное управление механизации» (АГСУМ) и муниципальное предприятие «Архкомхоз».
В конечном итоге, так оно и происходит, но с одной существенной оговоркой. Не в первый раз непосредственно на аукционе побеждают компании, не обладающие собственными ресурсами для исполнения контрактов, но предлагающие более низкие расценки. Затем они нанимают в качестве субподрядчиков тот же АГСУМ или «Архкомхоз». При этом генподрядный процент — то есть разница между стоимостью контракта и суммой, предназначенной для оплаты работ, — может достигать 10-15%. В денежном выражении это около 10 млн рублей в год, «уходящих» из бюджета явно не на уборку города...
По словам директора департамента городского хозяйства мэрии Владимира ПЛЮСНИНА, действующий муниципальный контракт на уборку снега в северной части Архангельска (Октябрьский, Соломбальский, Маймаксанский округа и Сульфат) по итогам конкурса заключен с ООО «Архинвестпроект». Эта фирма считается аффилированной с депутатом Архангельской городской Думы Олегом ЧЕРНЕНКО и своими силами практически никаких работ не выполняет, сотрудничая с субподрядчиками - «Ремиксом» и «Архкомхозом». Стоимость контракта на сезонное содержание дорог, не ограниченного зимним периодом, — около 151 млн рублей. За южную часть города (Ломоносовский округ, Варавино — Фактория, Майская Горка) без «посредников» отвечает «Архкомхоз».
«В городском бюджете на содержание улично-дорожной сети в 2014 году предусмотрено 328 млн руб.: в эту сумму нужно уложиться и с уборкой, независимо от сезона, и с оперативным устранением повреждений. Реальная цена вопроса — порядка одного млрд рублей, - поясняет Владимир Плюснин. - Сейчас с дорог первой категории в городе снег вывозится ежедневно. Их немного — в частности, Троицкий проспект, набережная Северной Двины. С дорог второй категории (например, с улиц Логинова, Попова, Карла Маркса. — Прим. ред.) снег должен вывозиться раз в неделю. На наш взгляд, несмотря на тяжелые погодные условия, дорожных коллапсов удалось избежать».
По просрочкам и другим огрехам с выполнением контрактов департаментом городского хозяйства в отношении подрядчиков составлены акты на сумму более 200 тысяч рублей. В то же время, как упомянул Владимир Плюснин, один вовремя не прибранный пешеходный переход, к примеру, обходится предприятию всего в 500 рублей — иногда проще заплатить, чем лишний раз командировать технику на засыпанную снегом «зебру».
«Архинвестпроект» выиграл конкурс без нарушений, - добавляет Владимир Плюснин. - Я тоже сожалею, что такое опытное предприятие, как АГСУМ, лишилось работы по этому муниципальному заказу. Но все компании находились в одинаковых условиях, а цена, предложенная АГСУМом, была всего на один аукционный шаг ниже стартовой».
Как отметил начальник городского отдела ГИБДД Андрей СТОЛЯРОВ, неудовлетворительное состояние дорог явилось сопутствующей причиной каждого второго ДТП, зарегистрированного в Архангельске с начала 2015 года. Эта информация передана в прокуратуру, директору департамента городского хозяйства вынесено представление. Всего материалов на сегодняшний день составлено двенадцать — в отношении юридических и должностных лиц, на сумму почти 330 тысяч рублей.
«На выходе еще два материала, касающиеся непосредственно ООО ««Архинвестпроект», - уточняет Андрей Столяров. - Выскажу исключительно личное мнение: организация выиграла конкурс, не имея техники и других ресурсов, взяла на субподряд предприятие, которое и так-то с трудом справляется со своими обязанностями в других округах. Поэтому такую картину и наблюдаем. Ситуацию можно переломить, только если подрядчик поймет, что его контролируют четко и жестко».
Депутат Архангельской городской Думы, гендиректор ОАО «Ремикс» Сергей МАЛИНОВСКИЙ не сомневается, что «Архинвестпроект» с подрядчиками рассчитается.
«Есть 44-й Федеральный закон о закупках, который не запрещает любой фирме участвовать в таких аукционах, - поясняет Сергей Малиновский. - В нем не предусмотрены такие требования к исполнителю, как наличие лицензии, свидетельства СРО, технических и кадровых возможностей для выполнения работ. Требуется, в общем-то, только залог и подтверждение банковской гарантии при заключении контракта. Так обстоят дела во многих отраслях, не только в дорожной».
По словам Сергея Малиновского, «Ремикс» уже получил от генподрядчика аванс и работает по графику. «Январь выдался очень тяжелым: в сравнении с декабрем снегу выпало больше на 82%, - добавляет гендиректор «Ремикса». - Очистить основные улицы после обильного снегопада за 4-6 часов, как предписано по нормативам, возможно, но не тротуары, посадочные площадки и пешеходные переходы. Для этого по городу требуется, навскидку, человек восемьсот. Если говорить о реальных путях решения проблемы, надо уходить от ручного труда, покупать новую технику, а это уже совсем другие деньги».
Для МУПа «Архкомхоз» средства на эти цели, скорее всего, будут выделены из городского бюджета. Для очистки от снега межквартальных проездов и дворов предложено использовать средства из резервных фондов депутатов и администраций округов.