ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 16 ноября, 2024 22:21

В Архангельске прошёл первый форум «Арктика – Регионы»


Анна КОПТЯЕВА. Фото dvinanews.ru и Алексея Липницкого | 17.04.2023 10:27:29
В Архангельске прошёл первый форум «Арктика – Регионы»

На минувшей неделе, 12-14 апреля, в Архангельске прошёл масштабный форум «Арктика – Регионы». На его площадках эксперты обсудили промышленные, научные и логистические проекты, реализуемые в Арктической зоне. Определены ключевые векторы развития Архангельской области на ближайшие годы. В мероприятиях форума приняли участие представители Правительства РФ, которые приехали в наш регион с рабочим визитом.


«В этом году мы поменяли формат мероприятия. До этого в течение нескольких лет проводилось два форума: «Порты Арктики» и «Судостроение в Арктике». Прозвучала инициатива их объединения и расширения повестки, чтобы обсудить весь спектр проблем, которые волнуют предприятия, – подчеркнул губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ. – Я бы хотел, чтобы площадка форума «Арктика – Регионы» стала именно тем местом, где будут зарождаться глобальные проекты, которые существенно повлияют на развитие всей Арктической зоны».

Форум вызвал высокую заинтересованность бизнес-сообщества и экспертов. Его участниками стали более 400 человек. Были представители более 50 предприятий, реализующих нефтегазовые, горнорудные, логистические, судостроительные проекты в Арктической зоне.

В течение нескольких дней на площадках форума эксперты обсудили развитие опорной транспортной сети Северного морского пути, создание транспортно-логистической инфраструктуры, поддержку промышленных предприятий в Арктике. Среди тем пленарных заседаний, круглых столов и секций – освоение минеральных ресурсов, импортозамещение в судостроении, кадровое обеспечение Арктики, экологический туризм и многое другое.

Частью большой программы стал научно-практический форум «Арк­Тек». Он даст старт отбору научных, цифровых и технических разработок. Питч-сессии были посвящены обсуждению развития Арктики как территории возможностей для государства, бизнеса и науки.

Перспективы «Арктического квартала»

Второй день форума завершился заседанием президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Юрия ТРУТНЕВА. Участие в нём также принял министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей ЧЕКУНКОВ и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Ключевыми темами заседания стали создание в нашем регионе территории опережающего развития (ТОР), запуск программы «Арктический квартал» и развитие Архангельского транспортного узла.

О планах по созданию в Поморье ТОР заговорили ещё в прошлом году. Правительством Архангельской области была проделана большая работа, результат которой не заставил себя долго ждать: президиум гос­комиссии поддержал решение о создании ТОР в Поморье. Определены и основные проекты – «Арктический квартал» и создание индустриального парка.

stroiteli-arh-2.jpg

«Мы приняли решение распространить программу «Дальневосточный квартал», назвав его «Арктическим», на территории Архангельской области. Работу по его созданию начнём уже в этом году», – подчеркнул в разговоре с журналистами заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Трутнев.

Напомним, что эта программа направлена на поддержку проектов масштабной застройки в городах. Одна из её основополагающих целей – создание нового уровня комфортной городской среды и формирование условий для обеспечения людей новым жильём по справедливой цене.

«Архангельская область готова стать пилотным регионом для запуска такой программы в АЗРФ. Для этого у нас уже созданы необходимые условия. Наш регион входит в число лидеров среди арктических субъектов по объёму вводимого жилья. В области работает ряд крупных застройщиков, оказывающих существенное влияние на развитие жилищного строительства в регионе», – отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

При этом у региона есть заинтересованность в реализации такой программы.

«В Архангельской области спрос на жилплощадь превышает предложение. К тому же в регионе большое количество аварийного жилья. Поэтому любые механизмы поддержки инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в строительство, являются, с одной стороны, социально значимыми и важными для жителей, а с другой – могут повлиять, в том числе, на сдерживание роста цен», – отметил губернатор.

Для реализации «Арктического квартала» в Архангельске определены четыре незастроенных земельных участка в Майской Горке. Их градостроительный потенциал – более 200 тысяч кв. м жилой площади. На первом этапе планируется заявить строительство квартала с объёмом вводимого жилья не менее 70-80 тысяч «квадратов».

Промпарк для новых проектов

Ещё одно ключевое направление будущей ТОР – создание промышленного парка для размещения малых и средних предприятий. На сегодня такой запрос есть уже от 20 потенциальных инвесторов, которые планируют вложить в свои проекты более 5 млрд руб­лей.

«В Архангельской области крайне востребована площадка, которая была бы обеспечена инженерной инфраструктурой и имела бы определённые преференции для создания новых производств. Сегодняшнее время диктует новые условия. Часть проектов, которые заявлены к реализации в рамках ТОР, касаются импортозамещения. Это связано и с созданием производства лесозаготовительной техники, оборудования и запчастей для целлюлозно-бумажной промышленности. Это те важные для экономики Архангельской области отрасли, которые из-за санкционных ограничений столкнулись с наибольшими проблемами», – рассказал Александр Цыбульский.

kombinat_konstrukci_aksk_3.jpg

В перспективе в ТОР могут вой­ти земельные участки под реализацию крупных проектов в сфере транспорта и логистики, ориентированные на развитие Северного морского пути и наполнение его грузовой базы.

Как подчеркнул министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, в АЗРФ сегодня задействуют инструменты, которые показали свою эффективность на Дальнем Востоке.

Среди них – президентская «Единая субсидия», распространённая на Арктику: уже выделено 7,8 млрд руб­лей на реализацию более 80 социально значимых проектов. Напомним, что Архангельская область получила почти миллиард руб­лей на реконструкцию площади Профсоюзов и капремонт здания Дворца детского и юношеского творчества в Архангельска, а также на два проекта в сфере здравоохранения.

«Этот же инструмент позволит нам приступить к созданию «Арктических кварталов» и обустройству индустриальных парков, чтобы диверсифицировать экономику, обеспечить импортозамещение и создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, что даст возможность сбалансировать развитие социальной сферы и экономики», – отметил Алексей Чекунков.

Новый цикл развития порта

Также на заседании обсудили вопросы развития Северного морского пути. По словам Юрия Трутнева, Архангельск всегда занимал важное место в транспортной системе Арктики. В 2022 году грузооборот порта Архангельск составил 6,6 миллиона тонн, что больше показателя 2021 года на 24%.

«Мероприятия по развитию Архангельского транспортного узла входят в план развития Северного морского пути до 2035 года. Они включают в себя создание нового глубоководного порта мощностью более 40 миллионов тонн грузов в год, дноуглубительные работы, развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры», – подчеркнул Юрий Трутнев.

torgovii_port.JPG

По словам главы региона, позиции Архангельского транспортного узла серьёзно укрепляются в транспортной системе Северного морского пути, в том числе в силу новых геополитических и экономических условий, изменивших логистические цепочки поставки грузов.

Ключевые морские операторы Архангельской области продолжают развивать портовую инфраструктуру, модернизировать причалы. Среди них – Архангельский морской торговый флот, компании «Арктик Консалтинг Сервис», «Архречфлот», «Полар Транс». Часть проектов обновления и строительства новых инфраструктурных объектов получили статус арктических.

«Дорабатываем предложения по развитию Архангельского транспортного узла совместно с Министерством транспорта РФ, Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Будут определены инвесторы, которые готовы вой­ти в проект, грузоотправители, которые видят перспективы перевалки грузов через наши портовые мощности. Мы к этой работе готовы. Надеюсь, что в ближайшее время будут приняты более конкретные решения, которые позволят нам запустить новый цикл развития Архангельского порта», – пояснил Александр Витальевич.

Расширение «арктических» льгот

Центральным событием форума стало пленарное заседание, посвящённое реализации государственной политики по развитию Арктики в экономическом, транспортном и социальном измерении.

«Такие совещания крайне важны. Мы обсудили развитие Архангельского транспортного узла, лесопромышленного комплекса региона. Отдельно рассмотрели вопросы, связанные с применением инструмента интенсификации строительства», – отметил Юрий Петрович.

Особое внимание было уделено развитию Северного морского пути и его важной точки – Архангельского транспортного узла. В частности, говорили об увеличении объёма перевалки грузов через наши порты.

Есть и другие компетенции, в которых Поморье активно развивается.

«Среди них – становление Архангельска и Архангельской области в целом как научно-образовательного центра Арктической зоны РФ. У нас для этого есть всё: два университета, один из которых федеральный, научно-образовательный центр мирового уровня. Поддержана инициатива по созданию межвузовского кампуса. В этом плане наш регион также работает в интересах всего западного сектора Российской Арктики», – подчеркнул Александр Цыбульский.

kampus_maket.jpg

Федеральных гостей познакомили с проектами резидентов Арктической зоны.

«Темп набора инвесторов здесь даже быстрее, чем на Дальнем Востоке. В Архангельске с резидентами мы говорили о развитии мер поддержки, которые успешно реализуются в ДФО, рассказали им о решении по созданию территории опережающего развития, – отметил Алексей Чекунков. – Существующие «арктические» меры – это прежде всего льготы. А ТОР – это ещё и соинвестирование государства в инфраструктуру, совместное создание того, что нужно экономике именно сейчас».

По итогам форума будет собран пул предложений, которые направят в адрес Министерства России по развитию Дальнего Востока и Арк­тики.

Прямая речь

trutnik.JPGЮрий ТРУТНЕВ, заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО:

– Форум прошёл в первый раз, по инициативе главы региона. На его площадках мы работали два дня. Говорили о развитии Архангельского транспортного узла, Северного морского пути. На мой взгляд, Александр Витальевич радеет за развитие региона. И мы будем ему помогать в усилении позиций Архангельской области. Наш текущий приезд – это возможность нащупать те направления сотрудничества, по которым можно улучшить работу.

chekunkov.JPGАлексей ЧЕКУНКОВ, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики:

– Важный итог этой поездки в Архангельскую область – это то, что мы увидели серьёзный промышленный задел в ключевых для развития экономики России отраслях: судостроении, судоремонте, лесопромышленном комплексе, горнодобывающей промышленности. Это те сферы, на которых держится экономика не только Арктики, но и всей страны. Ещё одно важное направление для Архангельской области и всей Российской Арктики – туризм. Будем концентрировать наши усилия на развитии этих отраслей.

tsibulski.JPGАлександр ЦЫБУЛЬСКИЙ, губернатор Архангельской области:

– Те решения, которые были поддержаны заместителем Председателя Правительства РФ, Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, в первую очередь связаны с проектом «Арктический квартал» и созданием ТОР. По нашим оценкам, это даст существенный толчок для социально-экономического развития Архангельской области, а самое главное – для развития промышленного потенциала. У нас достаточно много инвесторов, готовых вкладывать свои средства, но они ждут от нас готовых площадок и преференциальных режимов, чтобы снизить те издержки, которые есть на северных территориях.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей