Текст: Елена Светличная. Фото: Алексей Липницкий | 10.08.2012 06:57:15
В числе прочих алкогольных ограничений, введенных постановлением Правительства Архангельской области, — запрет на продажу спиртного в магазинах в жилых домах, а именно там, где вход расположен с территории подъездов. Однако чиновники трактуют «территорию подъездов» по-разному. В черный список попадают даже те торговые точки, которые располагаются на первых этажах зданий и имеют отдельные входы. Различное толкование нормативного акта возмущает предпринимателей: где же нельзя торговать — у подъезда или в нем?
Пока власть и бизнес размышляют у «парадного подъезда», кто-то хорошо зарабатывает на антиалкогольной кампании: в Архангельске реклама доставки спиртного ночью встречается прямо под ногами. А стоит набрать в Яндексе «алкоголь ночью» и сделать заказ — вам привезут водку прямо к подъезду.
С 1 августа в Архангельской области запрещена торговля алкоголем крепостью выше 5% с 21.00 до 10.00 (кроме заведений общественного питания). А также существенно ограничивается продажа алкоголя в дни праздников, во время проведения выпускных и последних звонков в школах. Запрещается и продавать спиртное в магазинах, которые находятся в границах набережных, парков, скверов, пляжей, в стометровой зоне рядом со студенческими общежитиями и прилегающих к ним торговых объектах.
Отдельное ограничение касается магазинов, расположенных в жилых домах, «вход для покупателей в которые организован с территории подъездов» (Постановление Правительства Архангельской области № 222-пп от 5 июня 2012 г. «Об установлении дополнительных ограничений времени, мест и условий продажи алкогольной продукции на территории Архангельской области», пункт 2).
Между тем в некоторых федеральных законах понятие «территория подъезда» объясняется как входная дверь; тамбур; вестибюль; лестничная клетка; лифтовый холл. То есть подъезд начинается и заканчивается за входной дверью жилого дома. Однако в муниципальных образованиях (например, в Северодвинске) свои представления о подъездах: в перечень магазинов, которым предписывается прекратить продажу алкоголя, вошли те, которые расположены на первых этажах жилых домов.
«В городе 14 таких магазинов. Из них, по моему мнению, только два включены в список обоснованно. Речь идет о небольших точках в бывших общежитиях, где когда-то располагались «ленинские комнаты» и «красные уголки»: вход туда действительно возможен только через жилые подъезды», — говорит сопредседатель совета по малому и среднему предпринимательству при мэре Северодвинска Алексей КУВАКИН.
По мнению предпринимателей, все ограничения для остальных торговцев надуманны. Если бы региональная администрация хотела запретить торговлю спиртным не только в подъездах, формулировка должна была бы звучать иначе: например, в «магазинах жилых домов» или «в магазинах жилых домов, где вход для покупателей организован с территории общего пользования жилого дома, на которую выходят подъезды».
Однако по действующему законодательству перевод помещения из жилого в нежилое производится только при наличии отдельного входа. Получается, что «прилавков в подъездах» не должно быть вовсе? Значит, «территорию подъезда» действительно стоит толковать шире: речь идет не о магазинах «в подъездах», а «у подъездов»?
«Как нам пояснили в администрации Северодвинска, трактовка термина «территория подъезда жилого дома» как территории всей стороны здания, на которую выходят входы в подъезды жилых домов, содержится в некоем распоряжении правительства, принятом во исполнение известного антиалкогольного постановления № 222-пп. Однако мы так и не смогли с ним ознакомиться, так как в установленном порядке он опубликован не был», — отмечает Алексей Кувакин (на страничке министерства промышленности и торговли ни один из указанных нормативно-правовых актов найти не удалось. — Прим. авт.) http://www.dvinaland.ru/power/departments/minprom/trade/
Вот и на встрече предпринимателей Северодвинска с представителями местной и региональной власти к общему мнению прийти не получилось. В разговоре с министром промышленности и торговли Архангельской области Андреем ШЕСТАКОВЫМ владельцы торговых предприятий ссылались на то, что запрет на продажу спиртного в магазинах, входы в которые находятся со стороны жилых подъездов, ставит продавцов алкоголя в неравное положение с другими участниками рынка и вынуждает сворачивать бизнес. Часть северодвинских торговых предприятий уже сменила вид деятельности, некоторые покорно прекратили реализацию алкоголя, кто-то решился оборудовать вход с противоположной от подъездов стороны. Но руководству еще 14 магазинов предстоит эту задачу решить.
«Ничто не мешает покупателю зайти в магазин рядом, в отдельно стоящем здании. Задача депутатов и чиновников — сделать так, чтобы запрет на торговлю алкоголем никому не давал конкурентного преимущества. А этот закон позволяет получить дополнительную прибыль другим торговым объектам. Все это может привести к закрытию магазинов шаговой доступности», — считает владелица торгового предприятия Любовь ШЕРСТЯННИКОВА. Не стоит пренебрегать экономическими расчетами: исключив из ассортимента спиртное, екбольшой магазин может закрыться. Не случайно с введением ограничений круглосуточные магазины стали пересматривать график работы — ведь на алкоголе получают значительную прибыль.
«От жителей области на горячую линию правительства поступает очень много жалоб на пьяные компании, которые дебоширят во дворах. Там гуляют дети, а рядом распивают спиртное взрослые, которые купили его в близлежащей точке. Необходимо сделать все возможное, чтобы оградить людей от желающих выпить у подъезда и сделать более безопасными наши дворы. А магазины шаговой доступности от этого не пострадают, люди как покупали, так и будут покупать продукты», — приводит слова министра Андрея Шестакова пресс-служба областного правительства.
Из 3500 объектов торговли в Архангельской области под запрет продажи алкоголя попали 40 магазинов. Поэтому ни о каком массовом закрытии небольших придомовых магазинов речи идти не может, считают чиновники.
Но, как заверили представители министерства, корректировка «антиалкогольного» постановления возможна. «Мы готовы выслушать конструктивные и взвешенные предложения и внести изменения в документ. Но сами ограничения на продажу спиртного сняты не будут», — подчеркнул Андрей Шестаков.
Однако представители бизнес-сообщества к словам министра относятся скептически. Предложения по борьбе с алкоголизацией населения есть, но необходим более тесный диалог власти и бизнеса, а все документы, которые регулируют деятельность малого предпринимательства, должны проходить публичное обсуждение. «Например, это постановление стоило обсудить с членами совета по предпринимательству при губернаторе. Такой орган существует, но заседаний при новом губернаторе еще не было», — сказал Алексей Кувакин