ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Торговые сети существуют в условиях жесткой конкуренции


Татьяна ПОТАПОВА | 22.01.2010 07:40:39

С 1 февраля 2010 года вступает в силу новый Федеральный  закон «О торговле». Документ устанавливает порог развития торговых сетей, ограничивает бонусы, а сроки расчета с поставщиками жестко регламентирует. О плюсах и минусах закона наш разговор с начальником отдела развития торговли и потребительского рынка департамента экономического развития Архангельской области Николаем МАХЛЫШЕВЫМ (на снимке).

- Новый закон запрещает торговым сетям включать в договоры поставки все виды бонусов, кроме премий за большой объем продаваемой продукции. Будет ли ограничение иметь практическую пользу? Ведь уже сегодня участники рынка отмечают, что найдут способы обойти запрет...

- Архангельские торговые сети, так же как и прочие, применяют в своих отношениях с поставщиками систему бонусов. Но является ли данная система вознаграждений злом в последней инстанции и главной причиной роста цен?
Система бонусов, по мнению большинства экономистов, не некая форма узаконенной взятки, а лишь следствие конкурентной борьбы товаропроизводителей за кошелек покупателя. Это один из легализованных и применяемых во многих странах мира принцип отбора поставщиков.
Ни для кого не секрет, что по показателю суммарной торговой площади Россия в разы отстает от экономически развитых стран, а объем производимых на ее территории и импортируемых товаров кратно превышает количество торговых площадей. И естественно, что поставщики продукции, предлагающие сопоставимый по качеству и цене товар, соревнуются между собой за доступ к прилавкам.
При этом они сами предлагают торговым сетям различные вознаграждения и скидки, то есть бонусы. А основная причина роста цен на продукты питания в большинстве случае заключается в недостаточных объемах их отечественного производства и, как следствие, значимой зависимостью от складывающейся на мировых рынках ценовой конъюнктуры.
Конкуренция за место на полке, а в конечном итоге за кошелек покупателя, без сомнения, продолжится и после вступления в силу нового закона о торговле. Но раз законом установлен запрет на бонусы – значит, в условиях жесткой конкуренции поставщики будут вынуждены искать другие методы в борьбе за место на полке. Например, снижать оптово-отпускные цены.


«По моей информации, подавляющее большинство торговых сетей в Архангельской области являются правопослушными. Некоторые из них, несмотря на то, что закон вступает в силу с 1 февраля 2010 года и предписывает привести договорные отношения в соответствие, не дожидаясь вступления его в силу, уже с прошлого года начали кампании по перезаключению договоров со своими контрагентами»


- Крупнейшие торговые сети самой вредной для бизнеса называют норму, запрещающую ритейлерам, на которые приходится более 25% объема реализации продовольствия в границах субъекта Федерации, городского округа или муниципального района, открывать новые магазины. Есть ли в Архангельской области торговые сети, оборот которых превышает установленный порог или приближается к нему?

- Начнем с того, что на данный момент в России не существует методики достоверного определения торгового оборота организаций. Поэтому сказать точно, присутствуют в том или ином регионе сети, перешедшие или вплотную приблизившиеся к установленному порогу доминирования, невозможно.
Методика экспертных оценок применима лишь для обсуждения темы доминирования в средствах массовой информации, но не подходит, например, для аргументации в суде. В то же время все прекрасно понимают, что любая торговая сеть, развитие которой попытаются ограничить, ссылаясь на установленный порог доминирования, будет отстаивать свои права в судебном порядке.
Для Архангельской области, впрочем, указанная антимонопольная поправка на данный момент не столь актуальна. По оценкам экспертов, торговых сетей, подпадающих под запрет или приблизившихся к порогу доминирования, в нашем регионе нет.

- В законе есть пункт, касающийся непосредственного регулирования государством розничных цен. Так, если на территории какого-либо субъекта РФ цены на товар за месяц вырастут более чем на 30%, российское правительство будет иметь право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продуктов на срок до 90 дней. Регистрировались ли в Архангельской области случаи столь резкого скачка цен?

- На территории Архангельской области столь резких скачков цен на основные продукты питания за последние годы не было.
В целом же, по мировому опыту, могу сказать, что в отдельных случаях государство просто обязано вмешиваться в процесс ценообразования на стратегически важные продукты питания. Подчеркну, что речь идет об очень узкой категории товаров, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации и только в случаях, когда рыночные механизмы не срабатывают.
Вообще же государственное регулирование цен, в долгосрочной перспективе, как показывает мировая практика, ни к чему, кроме пустых полок, не приводит. Руководство нашей страны и региональные власти хорошо понимают, что самый главный рецепт в борьбе с ростом цен – развитие отечественного агропромышленного производства, и в последние годы многое сделано в данном направлении. Поэтому надеюсь, что в ближайшее время поводов прямого вмешательства государства в образование цен на продовольствие не будет.

- Кстати, о ценах. Ряд экспертов полагает, что закон повлечет увеличение издержек торговых сетей, что в свою очередь повлияет на цены, ассортимент и качество товаров в магазинах...

- Уверен, что никакого ценового всплеска не произойдет. Торговые сети в нашем регионе давно существуют в условиях жесткой конкуренции, поэтому ни одна из них не рискнет значительно повысить цены. Торговая наценка на ряд продуктов, вероятно, увеличится, но не за счет покупателей, а, как я уже говорил, из-за законодательного запрета бонусных практик и соразмерного снижения отпускных цен товаропроизводителей и оптовиков.
Более того, полагаю, что на некоторые группы социально значимых продуктов, таких как молоко и хлеб, цены, наоборот, могут снизиться, так как для продавца они являются трафик-билдерами и он традиционно делает на эти товары минимальную наценку.

- Как в целом вы оцениваете новый закон о торговле? Способен ли, на ваш взгляд, документ решить задачи регулирования отрасли?

- Изначально предполагалось, что закон о торговле станет своего рода «фундаментом», консолидирующим разрозненную на данный момент отечественную нормативную правовую базу, документом, закладывающим основы внутренней торговой деятельности. Однако в ходе продолжавшейся на протяжении более пяти лет общественно-политической дискуссии суть документа свелась в основном к урегулированию правоотношений между крупнейшими торговыми сетями и крупнейшими товаропроизводителями, что характерно, в первую очередь, для городов-«миллионников».


«Можно ли считать принятие закона чьим-то поражением? На мой взгляд, говорить об этом преждевременно. Ведь наличие общепризнанных правил в любом случае лучше, чем их отсутствие. Во всяком случае, надеемся, что участники товарной цепочки «производитель – торговля – покупатель», уступив в чем-то частном сегодня, в целом смогут выиграть от его принятия завтра. Тем более что данный вариант закона является базовым, и в дальнейшем, по мере появления правоприменительной практики, в него будут вноситься необходимые дополнения и изменения»


- Сейчас на уровне области разрабатывается региональный документ, призванный реализовать полномочия региона, который дает новый закон о торговле. Каким вопросам в документе будет уделено особое внимание?

- Закон о торговле четко распределяет полномочия между Федерацией и субъектами РФ. Но напрямую не определяет, в компетенции, каких органов региональной власти находятся те или иные вопросы. Региональный закон как раз и разграничит полномочия в данной сфере.
Если говорить о полномочиях, которые федеральный закон делегирует регионам, то их несколько. Область будет устанавливать порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований и порядок проведения ярмарок на территории региона. Также будет разработана региональная программа развития торговли и, как я уже сказал ранее, нормативы минимальной обеспеченности населения торговой площадью.
Кроме того, будет создан регулярно обновляемый торговый реестр Архангельской области, в который будут включены все субъекты, работающие в этой сфере.


Рынок продуктовой розницы *

Архангельск

ТС «Дисма», «Пять шагов», «Восьмерочка», «Золотая рыбка», ТК «Полюс» и «Сигма» - 31%.
ТС «Петровский» - 26%
ТС «Фудмаркет» - 13%
Супермаркет «Премьер» - 8%
ТД «АВФ - магазины «Гурман», ТС «Патэрсон» - 3-4%.
ТК «На Окружной» - 3-4%
ТС «Гарант 21» - 3-4%
ТС «Каравай» - 3-4%
ТК «Фактория» - 3-4%
Магазины «Березка» - 3-4%

Северодвинск

ТС «Гарант 21» - 46%
ТС «Фудмаркет» - 26% ,
ТС «Дисма» и «Пять шагов» - 22%
ТС «Петровский» - 13%.

* По данным анализа рынка продовольственной розницы Архангельского УФАС в 2008 году.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5