Анна БЕЛЯЕВА | 11.12.2009 07:45:29
Сочтя, что аптеки наживаются на эпидемии гриппа, прокуратура и Минздрав прописали фармацевтам «рецепт дешевизны»: не снизишь цену – накажем. Но если народу такая забота может понравиться, то опыт бизнеса показывает: качественное лекарство не может быть дешевым. О том, как соблюсти баланс между ценой и качеством, рассуждает член совета Фармацевтической лиги Архангельской области, руководитель сети аптек «Губернский лекарь» Елена МИТЯЕВА.
- Елена Павловна, правы ли те, кто утверждает, что аптеки получили сверхприбыли от продажи лекарств в период эпидемии?
- Для аптек ситуация напоминала театр военных действий. Директора аптек искали компании, которые могут поставить «Арбидол» и другие препараты из этой группы по любой цене. Но не могли найти ничего. Это и мой личный опыт: не помогали ни уговоры, ни предоплаты. К счастью, в нашей круглосуточной аптеке мы смогли сработать так, что всегда было какое-либо противовирусное для детей и взрослых.
Завышенные розничные наценки мы не применяли. Когда удалось разыскать «Арбидол», на взрослую форму сделали наценку менее разрешённой, меж тем как отпускная цена была в два раза выше рекомендуемой.
Когда стало ясно, что государство обеспечит поставки «Арбидола» только через свои аптеки, и этого будет недостаточно, участники фармлиги объединили усилия. Сделали общую заявку производителю, разделили препарат между аптеками. Это было не «денежная солидарность», а желание помочь людям. Кстати, в лигу, на мой взгляд, входят участники архангельского фармрынка, которые не стремятся к «суперприбылям», а хотят хорошо и успешно вести свой бизнес.
Подчеркну: аптека – это социальный, но бизнес. Мы между собой конкуренты и долго искали точки взаимодействия. На сегодня нашли две основные сферы, где будем сотрудничать: это качество лекарств в регионе и соотношение «цена-качество».
- Может ли лекарство в принципе быть дешевым?
- Оно должно быть не дешевым, а доступным. Смотрите: как правило мы готовы платить за качественный товар, а если денег не хватает, ищем замену. Этот принцип распространяется и на лекарства. Но они - товар высокой социальной значимости. Легче обойтись без каких-то вещей, даже без продуктов.
Кроме того, на улучшение качества препаратов уходит немало сил и средств. Даже сейчас отечественные препараты не стоят дешево. Простой пример: калия перманганат (марганцовка) недавно стоил три рубля. Но как только его упаковка стала соответствовать требованиям сохранения качества, ввели ограничения отпуска на препарат, чтобы избежать злоупотреблений. Стоит он теперь около 40 рублей. И продается его меньше, так как покупают марганцовку теперь те, кому она действительно нужна.
- И все же считается, что госрегулирование может снизить цены на лекарства…
- Отрегулировать их на все препараты нельзя. Порой доходит до того, что в перечень жизненно важных лекарств, цены на которые регулируются, предлагают включить бахилы. Но ведь в больницах написано на каждом кабинете: нет бахил, приносите сменную обувь. Нет у вас пяти рублей на бахилы, возьмите из дома тапочки.
Моя точка зрения - включая препараты в перечень ЖВЛ, на которые цены регулируются государством, надо сосредоточиться на самом важном и необходимом для потребителя. А если в перечень входят «Витрумы» и «Мезимы», возникает мысль, что некоторые препараты в список попали случайно или по умыслу.
Также мы уверены, что приоритет должен быть отдан отечественным производителям. Исключение, разумеется, должны составить препараты, которые нельзя заменить отечественным лекарством. Это качественные дорогие лекарства для лечения болезней из так называемого списка редких нозологий
Напомню, с 2010 года предельные отпускные цены на препараты, входящие в список жизненно важных, будут регистрироваться. В стоимость, скорее всего, включат затраты и риски производителей. Я считаю, именно исходя из уровня зарегистрированных цен стоит рассчитывать формулу поправочных логистических коэффициентов в регионах, которые определяют уровень надбавки на лекарства.
При этом, говоря о надбавках, нельзя подразделять лекарства на импортные и отечественные. Сейчас допустимая наценка на импорт у нас в регионе меньше, чем в Санкт-Петербурге.
- Устраивает ли уровень действующих региональных надбавок?
- По стране разброс цен на одно и то же лекарство велик, но нельзя видеть в этом злой умысел. Например, в Ненецкий автономный округ можно добраться только самолетом, это огромные затраты на транспортировку, и выдержать рекомендуемый уровень цен на лекарства невозможно.
Учитывая особенности нашего региона, уровень надбавок здесь должен быть выше. Приведу пример: в период эпидемии поставщикам выгоднее со всех точек зрения продать товар в Петербурге и Москве, чем везти его к нам.
Такую позицию мы высказывали неоднократно в адрес областного департамента по тарифам и ценам, однако пока не услышаны.
- Средний уровень розничных надбавок на препараты в аптеках по стране составляет 35-40%, и считается, что даже при небольшом снижении аптеки получат убыток. Как рассчитать справедливую надбавку?
- Аптеки не могут бездумно поднимать цены, мы конкурируем друг с другом. Но при этом мы несем большие затраты, в частности, на обеспечение условий хранения товара.
Чтобы определить оптимальный для региона уровень надбавок, я считаю, стоит проанализировать работу ряда похожих (наличие склада, розничных точек, участие в ДЛО) предприятий разной форм собственности в течение нескольких последних лет. Изучить расходы, прибыль, качество управления и рассчитать, при каких условиях предприятие может быть рентабельным.
- Может ли потребитель быть всегда уверен в качестве препарата – в больнице, в аптеке?
- Вопрос качества важен для нас и для поставщиков. Своего рода фильтр продукции фармрынка в регионах сегодня – это «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» (ФГУ НЦЭСМП) при региональном управлении Росздравнадзора. Здесь проводятся экспертизы документов и препаратов, благодаря чему удается можно избежать к употреблению заведомо некачественные лекарства. Но проверка добровольна и проходят ее не все поставщики: особое внимание, мы считаем, стоит уделить продукции, которая идет по госзаказ в больницы области.
В рамках последней встречи участников лиги и представителей оптовых компаний родились определённые предложения к Архангельскому филиалу ФГУ НЦЭСМП. Кроме того, мы считаем, что обсуждение данной темы надо продолжить.
- Процедура проверки препаратов весьма затратна, но повысить цены на них мешает ограничение надбавок. Какой выход из ситуации вы видите?
- Качество – это всегда большие затраты. Учитывая высокую социальную значимость вопроса качества лекарств, мы предлагаем администрации области изыскать возможность финансовой поддержки в решении этого вопроса. В частности, посредством включения в программы, направленные на улучшение качества товаров, реализуемых на территории региона.