ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

Рекламе дали место! Но не там...


Татьяна ПОТАПОВА | 12.10.2010 10:47:20

За последние два с лишним года областным чиновникам удалось сдать в аренду лишь пять земельных участков под наружную рекламу. По остальным лотам торги признали несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Столь низкий интерес со стороны бизнеса объясняется тем, что на аукционы выставляются места с уже расположенными на них билбордами, заявляют предприниматели.

В Архангельске насчитывается около 500 рекламных щитов размером 6x3 метра. В городе работает девять довольно крупных рекламных компаний, включая два московских и одно международное агентство. До 2007 года в сфере наружной рекламы все было спокойно. Предприниматели работали по отлаженной схеме, четко прописанной  правилами размещения наружной рекламы на территории города. Желающие установить новую рекламную конструкцию подавали в управление архитектуры и градостроительства мэрии Архангельска письменную заявку, далее согласовывалось место под установку щита и заключался договор между муниципалитетом и предпринимателем.

Неразбериха началась после того, как городские земли перешли в ведение областных чиновников, т.е. по документам земля стала областная, а де-факто участки продолжали находиться на территории муниципалитета и все функции регулятора также выполнял город. Именно с мэрией у операторов "наружки" заключены договоры, в городскую казну идут и платежи от их деятельности, но возможно областные чиновники считают городской бюджет бюджетом какого-то другого государства.

В течение почти трех лет в Архангельске не выдают разрешений на установку рекламных щитов. Долгое время региональные власти не могли решить, по какому принципу работать с рекламистами. Заключать с ними договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, как того требует  Федеральный закон «О рекламе», или же договоры аренды, как предписывает Земельный кодекс. В итоге выбрали более сложный вариант с отводом земли. Теперь право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Архангельске распределяется посредствам аукционов. 
Но за два с лишним года проведения аукционов по аренде участков под установку рекламных щитов было продано всего пять мест, и эти места на торги выставлялись с уже расположенными на них рекламными щитами, собственникам которых пришлось выкупить их повторно.

«По всей видимости, областные чиновники забыли об одной значимой поправке в ФЗ «О рекламе», - сообщили «Бизнес-классу» в общественном объединении «НП Сообщество операторов наружной рекламы Архангельской области». – А именно о Федеральном законе №193-ФЗ от 21 июля 2007 года «О внесении изменений в статьи 19 и 33 ФЗ «О рекламе». Согласно этому документу договоры с операторами наружной рекламы по всей России признаны действующими на срок 5 лет (истекает он в июле 2012 года), а демонтаж рекламных конструкций возможен лишь по тем основания, которые имелись на момент выдачи разрешений на установку этих рекламных конструкций».
Проще говоря, устраивать аукционы на право аренды участков с имеющимися на них билбордами нельзя, так как обязательным условием для перехода на договоры аренды земли является окончание сроков действия договоров по конструкциям, установленным до 21 июля 2007 года. Таковых в Архангельске большинство.

По словам операторов наружной рекламы, осуществить переход на договоры аренды земли в настоящее время проблематично еще и потому, что необходимым условием является сформированный собственником земельный участок. Однако участки, где расположены существующие рекламные конструкции, не могут быть сформированы, потому что подавляющее большинство  щитов установлены там в соответствии с прежними нормами, в то время как правила проведения аукциона требуют соблюдения требований действующего сегодня ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территория городских и сельских поселений». Демонтировать существующие конструкции, пока не истек срок действия договоров с их владельцами, также невозможно.
Рекламисты не против перехода на договора аренды земли, хотя работать по обычным договорам установки и эксплуатации рекламных конструкций проще и привычнее.

«Тогда пусть собственник земли в лице администрации области формирует новые участки и их выставляет на аукционы, а не пытается продавать места, которыми мы и без того вправе пользоваться до 2012 года», - озвучили свою официальную позицию представители рекламного сообщества.

Странным кажется и то, что на торги выставляются земельные участки  площадью в 34, 36 и даже 64 кв. метра. В то время как для установки рекламного щита вполне достаточно 6-8 кв. метров.
«На такой площади вполне может расположиться небольшой магазин, чья ежедневная прибыль превысит месячный доход рекламного щита», - возмущаются рекламисты. К тому же  в большинстве лотов завышена и сама стоимость аренды 1 кв. метра земли.
Но больше всего поражает размер ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка, которая установлена для земельных участков под рекламные конструкции. Она равняется 200%. Для сравнения: для объектов торговли повышающий коэффициент составляет 5%, заведений общепита – 3,5%, игорных заведений – 120%.  Ставки большей, чем установлена для рекламных конструкций, в Архангельске вообще не существует.
В Москве наружная реклама отдельной строкой не выделяется. Она находится в графе «торговля и бытовое обслуживание населения» с коэффициентом 2%.

Областная администрация, в свою очередь, намерена и дальше проводить подобные аукционы. По словам руководителя агентства по печати и СМИ правительства Архангельской области Александра КРИВОРОТОВА, сейчас формируется реестр рекламных конструкций, на основании которого будут сформированы лоты для проведения торгов. Если следовать этой логике, продавать будут все те же старые участки с уже размещенными на них билбордами.
Поведение чиновников заставляет думать, что у них нет желания урегулировать ситуацию на рынке наружной рекламы, полагают рекламисты. Казалось бы, что может быть проще: у земли сменился собственник – перезаключите договоры. А на аукцион выставляйте новые участки земли.

По словам предпринимателей, предсказать, как будет развиваться ситуация с учетом всех коррупционных скандалов, произошедших в области, крайне сложно. «Но мы всерьез опасаемся за свой бизнес», - подчеркивают члены объединения «НП Сообщество операторов наружной рекламы Архангельской области».

В одной из лояльных к местным властям газет уже высказываются предположения, что Архангельск может стать первым городом России без уличной рекламы. Однако не стоит забывать, что отрасль наружной рекламы регулярно приносит приличный доход в городской бюджет, складывающийся из нескольких платежей: за установленные рекламные конструкции и в виде налога ЕНВД.
Так, компании, входящие в общественное объединение «НП Сообщество операторов наружной рекламы Архангельской области», занимают в совокупности 85% архангельского рынка «наружки». В 2008 году они пополнили городской бюджет на 16 млн рублей, в 2009 году – на 10,3 млн рублей, а в первом полугодии 2010 года  -  на 6,8 млн рублей.
Не стоит забывать и о социальной функции, которую выполняют операторы «наружки». «Согласно закону под социальную рекламу необходимо использовать пять процентов поверхности рекламных щитов, - говорят рекламисты. - Мы же отводим во много раз больше. Кроме того, помогаем украшать город ко всем значимым праздникам, по собственной инициативе уже семь лет проводим конкурс наружной социальной рекламы «АРХИФ», постоянно участвуем в таких социальных программах, как: «Родители, где Вы?, «Нет  наркотикам!», «Нет пьянству за рулем», призванных привлечь внимание общества к социально значимым проблемам».

Рис.: www.illustrators.ru





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5