Ирина ФОКИНА | 20.05.2017 20:32:01
Год назад вступили в силу новые Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Архангельск». На этапе утверждения документ вызвал множество споров между представителями разных ветвей власти, однако в итоге был принят. Главный художник Архангельска Михаил ТРЕЩЁВ считает, что свод правил в общем и целом работает, но ему не хватает детализации и конкретики. При доработке нормативов он предлагает ориентироваться на аналогичные правила, действующие в Москве.
«Если провести эксперимент и завесить все рекламные площади черными полотнами, станет очевидно, как много места они занимают в городском пространстве, – рассуждает заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства – главный художник города Архангельска Михаил Трещёв. – Поэтому задача администрации – постоянно регулировать и упорядочивать размещение рекламных носителей».
Для этого в департаменте градостроительства работает отдел по рекламе, который занимается мониторингом «наружки» на улицах Архангельска. По словам Михаила Трещёва, во время каждого рейда специалисты выявляют самовольно установленные объекты, не учтенные в официальной схеме. Такие конструкции по предписанию муниципалитета владелец должен демонтировать. Если же его не удается установить, убирать «следы» нарушений за свой счет приходится администрации округа, в котором появилась такая реклама.
«Например, во время подготовки к Арктическому форуму (напомним, он проходил в Архангельске 29-30 марта 2017 года. – Прим. ред.) было убрано порядка 200 незаконно установленных рекламных объектов. Однако нельзя при этом сказать, что город стал намного чище, потому что практически ежедневно появляются новые», – отмечает Михаил Трещёв.
По мнению главного художника города, в вопросе размещения наружной рекламы нужно стараться учитывать интересы и бизнеса, и потребителей, и органов власти, которые обязаны следить за благоустройством Архангельска. Михаил Трещёв привел в пример историю с забором вокруг Театра драмы им. М.В. Ломоносова, с которого в прошлом году убрали все афиши. Этого требовало законодательство, но растяжки приносили и пользу: проходя или проезжая мимо, люди всегда могли узнать о предстоящих культурных событиях.
«В наружной рекламе есть плюсы и минусы. Конечно, можно завесить все фасады домов баннерами, написать «акция», «мы открылись» или еще что-то в этом роде, тогда, скажем о магазине, узнает много людей. Но существуют и другие рекламные стратегии – не обязательно уродовать городские улицы», – считает Михаил Трещёв.
Город как живая структура должен одновременно быть комфортной средой для спокойной жизни и постоянно эволюционировать, нести информацию. Чтобы решить эту задачу, год назад и были приняты новые Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций, которых, уверен Михаил Трещёв, могло бы быть и больше.
«Эти правила отражают только общие принципы и не всегда срабатывают в частных случаях, – продолжает он. – Например, в Москве регламентировано, что вывески и наружная реклама должны располагаться не выше конкретной линии на фасаде, быть сделаны из определенных отделочных материалов, в рамках установленных габаритов – иными словами, в документах есть конкретика, которая необходима и нам».
Управление архитектуры и градостроительства планирует в этом году начать доработку правил размещения рекламных конструкций и вывесок с учетом типов зданий, конструкций фасадов, их композиции и т. д. По словам Михаила Трещёва, это настолько сложная и масштабная задача, что о конкретных сроках ее выполнения говорить непросто.
«Как мне видится, мы должны добиться того, чтобы наружная реклама гармонично вписывалась в городскую среду. При этом важен не только ее внешний вид, но и содержание, – уверен главный художник города. – Вопросы размещения рекламы, конечно, надо решать, но ведь многое зависит и от общего уровня культуры людей. К сожалению, у жителей нашего города эстетический вкус немного притуплен окружающим пространством. Люди уже настолько привыкли, адаптировались к визуальному шуму, что зачастую не понимают: в городе не так комфортно, как хотелось бы, не в последнюю очередь именно из-за него».
Главное
Согласно схеме размещения рекламных конструкций, на территории города Архангельска не допускаются нарушения рекламными конструкциями архитектурного и художественного облика зданий. Запрещена установка рекламных конструкций, при которой перекрываются перспективы, обзор объектов культурного наследия, культовых зданий, закрывающих значительную часть фасада, остекление витрин и окон. Не допускается наличие перетяжек, а также транспарантов-перетяжек на деревьях.