Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Ольги Лопаткиной | 23.12.2020 12:34:42
Производством дизайнерских светильников предприниматель из Архангельска Ольга ЛОПАТКИНА занимается уже два с половиной года. За это время сумела не только поставить работу с нуля, но и организовать продажи за пределами региона. В этом году Ольга запустила онлайн-магазин на международной площадке Etsy и начала продавать лампы за рубеж. В этом ей помог Центр поддержки экспорта Агентства регионального развития.
– Ольга, расскажите, как появилась ваша мастерская?
– Идея появилась незадолго до декретного отпуска, больше двух с половиной лет назад. Хотелось организовать себе творческое занятие в декрете. Совершенно случайно увидела в ассортименте одного из магазинов светодиодные ночники, их еще называют 3D-светильниками. Вместе с молодым человеком мы изучили, как они производятся, и решили запустить собственную мастерскую «Лампово». Сделали ставку на индивидуальный подход. Лампы делаются из органического стекла, рисунок наносится методом лазерной гравировки. С этим материалом много кто работает, в частности, из него делают различные рекламные конструкции.
Было два варианта организации мастерской: можно было самим купить оборудование и открыть производство или обратиться к мастерам, которые уже работают в Архангельске. Мы пошли по второму пути. Посчитали, что так гораздо интереснее – даем мастерам зарабатывать, а сами занимаемся дизайном ламп, ведением и раскруткой групп в социальных сетях, поиском клиентов.
– Насколько сильна конкуренция в этой сфере и как вам удается удерживать свою нишу?
– У нас много сильных конкурентов по России – тех, кто работает уже много лет, с немыслимо большими каталогами. Но меня это не смущает: уверена, что в Интернете клиентов хватит на всех. Главное – предлагать интересный продукт, делать его хорошо, быть открытым и заботиться о своих заказчиках. У каждой мастерской есть свои изюминки.
Мы сделали ставку на ценные породы дерева, делаем подставки из дуба в отличие от конкурентов, которые используют подставки из сосны. Отличается и набор рисунков. Идеи подсказывают заказчики, Pinterest и тренды в дизайне. Мы сами очень любим подбирать рисунки: по опыту уже можем предположить, какие модели будут хорошо выглядеть на лампах. Очень нравится изготавливать светильники в подарок, вкладывать в них душу, делать функциональными и значимыми.
Также мы берем на реализацию товары знакомых мастеров: деревянные открытки, коробки для ламп. Это помогает сформировать полноценный подарок по запросу наших клиентов.
– Как вы организуете продажи и ищете клиентов?
– Очень важно продвижение в социальных сетях. Наши странички открыты, мы не только продаем лампы, но и рассказываем о себе, своих изделиях. Это помогает установить контакт с потенциальными клиентами и повысить доверие к нам. Много сил вкладываем в продвижение страничек. Этим занимаюсь сама уже более 5 лет. Группу набирала с нуля, а сейчас у нас около 10 тысяч подписчиков. Конечно, цифра не очень большая, но я продолжаю планомерно действовать в этом направлении. Есть и страничка в Instagram, однако активнее занимаюсь нашей группой ВКонтакте, вкладываю в нее больше сил и ресурсов.
Клиентов удается привлечь в основном через таргетированную рекламу, розыгрыши, рекламу в различных группах. И, конечно, один из самых действенных способов продвижения – сарафанное радио. Клиенты советуют нас своим родственникам, друзьям, коллегам, многие повторно заказывают изделия в подарок близким.
– В этом году вы вышли на международную площадку Etsу. С какими трудностями столкнулись?
– Для меня главной сложностью была физическая регистрация и оформление магазина на электронной площадке Etsу. Если бы пришлось делать это самой, никогда бы не собралась. Но техническую работу взяли на себя подрядчики от Центра поддержки экспорта. Мне оставалось только своевременно давать необходимые данные: фото для каталогов, описание товаров на русском языке, юридическую информацию.
Когда пришли первые заказы, было волнительно. Мы поняли, что не подготовили инструкцию на английском языке – пришлось в спешке искать переводчика. Затем не знали, как упаковать коробку: ей предстояла долгая дорога в США, – обернули в несколько слоев пузырчатой пленки.
Но мы рады, что начали осваивать это направление! Продавать товары за рубеж – способ подстраховать себя от кризисов. Кроме того, это новая аудитория со своими вкусами и трендами: скучать не приходится. А еще, когда отправляешь посылку на другой конец света, захватывает дух от мысли, что мир одновременно такой большой и такой маленький.
Центр поддержки экспорта предоставляет большой спектр услуг, что позволит и дальше эффективно выводить товары на экспорт.
– Как отличаются потребители, спрос у нас и за границей? И много ли у вас клиентов за пределами региона?
– Можно сказать, что большая часть наших клиентов, примерно 70%, это жители других регионов России. Мы работаем на более взрослую аудиторию, которая предпочитает классические рисунки и личные надписи: цветы, сердечки, животных. Заказчики за рубежом выбирают более современные трендовые картинки – такие в нашей стране заказывают редко и только молодая аудитория. Эти наблюдения помогают выстраивать рекламные кампании и привлекать новых клиентов.
– Какие планы строите по дальнейшему масштабированию дела?
– Сейчас мы работаем еще над двумя новыми продуктами, о которых просят клиенты. Давно спрашивают про фотопортреты на лампах в том же стиле, в котором делаем рисунки. Мы занимались этим первое время, но не устраивало качество, хотя клиенты были довольны. Сейчас нашли, как организовать это направление на более качественном уровне, на другом оборудовании. Будем реализовывать. Также в планах – создать сайт с собственной продукцией, который помог бы автоматизировать бизнес-процессы. Мы много времени уделяем общению с клиентами, обсуждаем все нюансы. Сайт позволит делать это оперативнее, а также создать более удобный способ оформления заказа и оплаты. В целом планируем активнее продавать по России через онлайн-каналы и, конечно, и дальше осваивать зарубежный рынок.