Иван ЕПИФАНОВ, эксперт по охране труда | 27.11.2014 07:32:33
Происшедшее в конце ноября на ЛДК-3 Архангельска с «мужчиной 37 лет», как сообщили СМИ, заставляет задуматься над нашим отношением к подобным событиям и их освещении. Для семьи погибшего это трагедия, для руководителей предприятия - позор и повод для анализа системы управления охраной труда, а для журналистов – информационный повод, возможность лишний раз самовыразиться и… получить гонорар. В подобных случаях в выигрыше остаются, пожалуй, служители этой второй древнейшей профессии, и это меня беспокоит...
Прочел все публикации по этому поводу. Одни сообщают, что погибшего нашли в «помещении накопителя топливных гранул», «его извлекли сотрудники спецслужб», «причину смерти и другие обстоятельства предстоит установить следователям». В другой статейке эмоционально повествуется о деталях трагедии, о том, что «ноги погибшего попали в отверстие, через которое биотопливо поступает на транспортерную ленту». Сообщается также, что «по данному факту проводится доследственная проверка».
Так и хочется спросить, о чем это: «в каких трудовых отношениях погибший состоял с руководством предприятия». Трудовые отношения либо есть, либо их нет, и на «какие» они не делятся. Ведь если человек не является работником организации, ни о каком несчастном случае на производстве речи нет.
Природа таких опусов в незнании порядка расследования несчастных случаев. У следственного комитета и прокуратуры свой алгоритм действий в ситуациях, когда на производстве погибают люди. «Доследственные проверки» и расследование несчастных случаев не следует путать. Если первые выявляют наличие признаков правонарушения или преступления, то по результатам расследования выясняется вся картина происшедшего, а материалы в трехдневный срок после представления работодателю председатель комиссии направляет в прокуратуру, в Государственную инспекцию труда и в территориальное отделение Фонда социального страхования.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве регламентирован Трудовым кодексом РФ (ст. 227-230). Прежде всего руководитель организации обязан оказать пострадавшему первую помощь, вызвать «скорую» или на транспорте организации доставить его в больницу. Надо обязательно сохранить обстановку, в которой это произошло, а если это сделать невозможно – составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку. Важно установить свидетелей, которые видели происшествие. Все это первоочередные меры, выполняемые в первые часы специалистами организации.
Затем начинается расследование. При групповом несчастном (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом в течение суток руководитель организации извещает по установленной форме Государственную инспекцию труда, прокуратуру, орган местного самоуправления по месту госрегистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, работодателя, направившего работника, с которым произошел несчастный случай. О тяжелом несчастном случае или о несчастном случае со смертельным исходом обязательно сообщается родственникам пострадавшего.
Проводит всю эту работу комиссия организации. Ее по каждому факту травматизма создает руководитель своим приказом. В комиссию входят специалист по охране труда, другие лица, знающие технологию и особенности производства, профсоюзные активисты, уполномоченные по охране труда. Однако в нее не включаются руководители подразделений, где несчастный случай произошел.
Есть исключение из этого правила. Комиссия по расследованию несчастного случая на объекте, подконтрольном Ростехнадзору, утверждается руководителем этого территориального органа, и возглавлять ее будет представитель этого органа.
Если случай легкий, комиссию возглавит представитель работодателя. Срок расследования такого случая - три дня. Но если случай тяжелый или со смертельным исходом, то председателем комиссии должен быть обязательно государственный инспектор труда, а срок расследования увеличивается до 15 дней. Он может быть продлен еще на 15 дней, если требуются медицинские и иные заключения.
Тяжесть несчастного случая определяется согласно «Схеме определения тяжести» - нормативного документа Минздрава РФ. Как правило, делается это с участием учреждения здравоохранения. Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. Если они не смогли участвовать в расследовании, по их требованию председатель комиссии обязан ознакомить с материалами расследования.
Бывают случаи, когда о случившемся не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу. Тогда по заявлению пострадавшего или его доверенного лица также проводится расследование, но в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
Иногда пострадавший или его близкие родственники заявляют о несогласии с выводами комиссии. В этом случае независимо от срока давности государственным инспектором труда, профсоюзным инспектором труда и представителем Фонда социального страхования проводится дополнительное расследование, по результатам которого государственный инспектор труда выдает работодателю предписание, обязательное для исполнения.
Как правило, в информациях СМИ о происшедших несчастных случаях совершенно напрасно ничего не сообщается о Государственной инспекции труда и ее инспекторах, которые фактически проводят расследование тяжелых и смертельных несчастных случаев. Их выводы и рекомендации помогают руководителям организаций совершенствовать работу, а прокуратуре - принять процессуальные решения. Государственные инспекторы труда по итогам расследования оформляют акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, согласно которому пострадавшему или членам его семьи назначается пособие из Фонда социального страхования. Один экземпляр этого акта выдается на руки пострадавшему или его законному представителю, а второй экземпляр вместе с материалами расследования хранится у работодателя в течение 45 лет, третий направляется территориальному органу фонда.
К сожалению, сами государственные инспекторы труда ничего не рассказывают о положении дел. Объяснение тому находят – нельзя разглашать тайну! Верно, в Трудовом кодексе РФ такая норма содержится (ст. 358). Там же, кстати, приветствуется и участие анонимщиков в работе Государственной инспекции труда. Эти дремучие нормы из прошлых времен не украшают Трудовой кодекс РФ, в котором (ст. 355) среди принципов деятельности Государственной инспекции труда указана гласность. Но это издержки нашего законодательства.
Как видим, непростое это дело - расследование несчастных случаев на производстве. Отдельные «нестыковки» в нормативных актах различных ведомств, надо полагать, будут исправлены, и тогда этот процесс станет более прозрачен и понятен. У пострадавшего и членов его семьи сегодня хорошая социальная защита, предусмотрены значительные единовременные, ежемесячные и дополнительные выплаты. Но они только тогда будут государством предоставлены, когда грамотно проведено расследование и оформлены необходимые документы.
К сожалению, несчастные случаи происходят часто. 19 ноября в Верхнетоемском участковом лесничестве при валке леса на 34-летнего рабочего упало дерево. И вновь сообщение информагентства – «в региональном Следкоме проводится проверка, по результатам будет принято процессуальное решение». Не хочется кого-то упрекать, но той проверки мало. Необходимо расследование этого ужасного факта, когда рабочий на валке леса оказался в 50-метровой опасной зоне без каски. Это расследование будут проводить государственные инспекторы труда, люди, знающие нормы и правила проведения лесосечных работ.
Несчастные случаи происходят чаще там, где у работодателя нет системы управления охраной труда со всеми ее составляющими – от обучения, обеспечения работников специальной защитной одеждой до разработанных мер дисциплинарной практики... За невыполнение этих норм с января 2015 года предусмотрена строгая административная ответственность – штрафы увеличены до сотен тысяч рублей. Решение о штрафах будет принимать Государственная инспекция труда, а по материалам следствия суд может принять решение о привлечении руководителя работ к уголовной ответственности по статье 143 Уголовного кодекса РФ. Это принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок.