ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Минкомсвязь написало программу, после чего … провело конкурс на ее создание


Владимир БУЕВ | 06.11.2009 11:42:50

Федеральные ведомства, получив импульс сверху, рванули с места в карьер, взявшись за «поддержку» малого предпринимательства. Точнее, за написание проектов программ, в рамках которых в ближайшие три-четыре года намерены вывести малый сектор экономики в своих отраслях на европейский уровень. Не осталось в стороне от этого благородного дела и Министерство связи и массовых коммуникаций. О том, какая коллизия из этого вышла, рассказывает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир БУЕВ:

- Летом этого года Минкомсвязь представило в Минэкономразвития проект ведомственной целевой программы с сухим названием «Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере связи, информационных технологий, средств массовой информации и массовых коммуникаций на 2009-20012 годы».

 

Цели, что ни на есть, заявлены самые благие:

- увеличение вклада сферы связи, СМИ и массовых коммуникаций в создание благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности субъектов МСП; - динамичное развитие малого и среднего предпринимательства в той же самой сфере.
Все как будто красиво выглядит и на уровне сформулированных задач и даже на уровне перечисления целевых индикаторов. Общее количество субъектов МСП; доля товаров и услуг малышей в общем объеме товаров и услуг, производимых (оказываемых) в сфере связи, информационных технологий, СМИ и массовых коммуникаций; гарантированный спрос на их продукцию; объемы консультаций бизнесменам; число участников выставок-ярмарок, дистанционно обучающихся и «семинарящихся»; доля принятых поправок в общем количестве предложенных законодательных инициатив и т.д. – все это в ходе реализации программы (или по ее итогам) должно вырасти.
А вот  количество регуляторных барьеров и сроки рассмотрения заявлений малых и средних предприятий сферы связи о выделении ресурсов нумерации – напротив, снизиться.

Чертик кроется в деталях, то есть в мероприятиях, на которые в общей сложности Минкомсвязь мечтает потратить довольно скромную (в сравнении с аппетитами других ведомств) сумму в размере 766,9 млн рублей.
За 10 млн бюджетных рублей предлагается насоздавать «на конкурсной основе телепрограммы, освещающие проблемы малого и среднего предпринимательства». Тут ведомство не особо отличается от других.
Популялизировать «малышей», освещать их проблемы в СМИ, открывать народу глаза на то, как важен для развития страны и даже «инновационного рывка» малый бизнес, сегодня не хочет разве что совсем ленивый. Ленивых среди ведомств, представивших проекты программ, практически не оказалось.
Только станет ли проще жить малому предпринимательству, если Минкомсвязь за пару десятков миллионов донесет их проблемы до… кого? Может, проблемы лучше не освещать, а решать их? А что касается населения, то большой миф, что оно не любит малый бизнес. Крупный – да: немногим меньше половины россиян, согласно опросу Левада-центра в конце августа этого года, считает, что деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей приносит вред стране. А насчет малого – совсем иная картина, убеждать общество в значении малого бизнеса поздновато: свыше 60% россиян сегодня считают, что малый и средний бизнес приносит стране пользу. 

На то, чтобы поддержать «тематические социально-значимые проекты в сфере печатных и электронных СМИ» (непонятно какие и причем тут малое предпринимательство), Минкомсвязь не прочь потратить 28 млн рублей.
Создать специализированный Интернет-портал для дистанционной формы обучения и оказания информационно-консультационной поддержки – еще 31 млн рублей. Уж сколько их (подобных порталов), созданных ведомствами на бюджетные средства, упало в эту бездну, разверстую вдали, когда-нибудь и он исчезнет с поверхности земли…
Создать и обновлять информационную базу финансово-экономических показателей результатов деятельности МСП министерство хочет еще за 31,2 млн рублей. Тоже непонятно зачем нужна эта база, кому и какой от нее прок МСП? Для анализа финансово-экономического состояния предприятия есть бухгалтерская отчетность, которая государству сдается. В соответствующих ведомствах такая информация есть (налоговая служба, Росстат), базы для государственных нужд ведутся. Коммерческие базы – вообще задача рынка, он с ней справляется даже сверх необходимого (вспомним бойкую торговлю базами данных любого рода на «горбушке»).

За 60 млн Минкомсвязи предлагает «разработку и представление органам государственной власти предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности МСП с учетом специфики информационных технологий» (с непонятным выхлопом после того, как иные органы власти получат такие предложения). И в это же время ведомство готово бесплатно, то есть даром, разработать и представить органам государственной власти предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства «с учетом специфики сферы связи» и «с учетом специфики сферы средств массовой информации и массовых коммуникаций» (два отдельных мероприятия). В чем разница по трудозатратам между одним мероприятием стоимостью в 60 млн и другими - бесплатными, непонятно.

Выше мы сказали, что показатели, по которым должен оцениваться удачный или неудачный ход реализации  программы, в проекте добросовестно поименованы. А вот самих прогнозных значений нет. Минкомсвязь честно и откровенно призналось: «значения показателей будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренного мероприятиями Программы».
Вот тебе, как говорили в старину наши предки, бабушка и Юрьев день. Сначала закачаем в объект деньги, а потом посмотрим, что из этого получится. Ни количества посещений своих Интернет-ресурсов (за исключением ресурса Роспечати), ни предполагаемого прироста МСП-участников семинаров, круглых столов, конференций, выставок и ярмарок Минкомсвязь назвать не может, не говоря уже о «приросте числа пользователей информационной базы финансово-экономических результатов деятельности МСП». Зато ведомство точно знает, что «доля принятых поправок в общем количестве предложенных законодательных инициатив» каждый год будет равна 100%.

Ну а теперь – о самом занятном и интригующем. 7 июля Минкомсвязь направил на согласование в Минэкономразвития проект разработанной ведомственной программы по развитию малого предпринимательства, а через полтора месяца объявил конкурс на 7 млн. по теме, одним из основных результатов которой и должен стать… проект ведомственной целевой программы. Причем, в качестве основания проведения конкурса значится… протокол совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 7 мая 2009 г.  № ИШ-П13-24пр (п. 2).
То есть фактически ведомство либо признает, что уже разработанный им проект ни на что не годен и его надо выбросить в корзину (написав новый), либо конкурс – полная фикция и был организован под заранее сделанную работу для оплаты услуг компании, с которой уже существовала неформальная договоренность (это станет ясно, когда победитель сдаст результаты заказчику). 6 октября вскрыли конверты участников. Двоих сразу отсеяли по формальным основаниям.
20 октября произошло рассмотрение и оценка заявок претендентов «на победу», на заключение контракта с самым достойным законодательство отводит еще 10 дней, а в течение полутора месяцев, оставшихся до конца финансового года, будет производиться работа (или «работа»).
Деньги же на саму на программу еще не выделены, да и неизвестно, будут ли получены когда-нибудь (Минфин на страже), а вот телодвижения по освоению средств по разработке разработанного проекта уже начались. Так что можно считать, что 7 млн рублей на свою поддержку малый бизнес (или немалый – то нам неведомо) уже «получил»…





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5