ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Среда, 27 марта, 2024 23:01

Маркировка: что это такое и к чему она ведёт?


Александр ГРЕЧАНЫЙ, эксперт «БК», канд. экономических наук. Фото Алексея Липницкого | 08.02.2021 09:25:12
Маркировка: что это такое и к чему она ведёт?

Сегодня большинство людей, занимающихся бизнесом, рассуждают о маркировке товаров как об очередной системе скрытого налогообложения – с точки зрения понесенных затрат, а общий подход сводится к вопросам о том, как отменить либо отложить этот процесс. Если не на века, то хотя бы на небольшой промежуток времени. Но прежде чем начать дискуссию, хотелось бы внести понимание: что такое маркировка, для чего она нужна и почему?


Маркировка продукции – это лишь малая часть большого проекта цифровизации, который упорно проводят в нашу жизнь, во все ее сферы, в течение уже нескольких лет, но наиболее активно – в последние годы. Не будем рассуждать о конспирологических процессах управления обществом, попытаемся лишь понять, для чего это задумано, кто является конечным получателем выгоды; на чьи плечи ложится содержание данной системы; чем могут власти помочь производителю, а в конечном счете и потребителю – с позиции уменьшения финансовой нагрузки, и почему в разных регионах единой страны – разные подходы к жизненно важным вопросам. 

Особенно активно цифровизация стала входить в нашу жизнь при очень неприятном развитии событий – на фоне пандемии COVID-19. По замыслу разработчиков, Track&Trace позволяет преобразовать инфраструктуру предприятия, по-новому выстроить производственные, складские и логистические процессы, объединить информационные системы разных уровней, и, как говорится, напоследок (но далеко не в последнюю очередь, особенно в России) – обеспечить обмен информацией с регуляторами. 

Введение новых подходов, как рассчитывают создатели, позволит полностью видоизменить мировой товарный рынок уже в ближайшее время. Декларируется, что через внедрение этой системы будет подтверждаться качество продукции, контролироваться ее прохождение на протяжении всего жизненного цикла.

Что даст возможность отслеживать активы? Оценить подлинность и безопасность товара, лучше узнать покупательское поведение и потребительские предпочтения. Благодаря внедряемой системе можно создать цифровую платформу для всего бизнеса и всех потребителей в мире. Прибыль участников рынка повысится за счет оптимизации и контроля перемещения продукта.

С 2017 года автомобили в России оснащаются системой экстренного оповещения, и уже практически все население страны так или иначе пользуется услугами, основанными на решениях для удаленного мониторинга транспорта: от логистики и систем визуализации загруженности дорог на общедоступных интернет-картах до такси и каршеринга. 

Внедрение технологий T&T – это просто следующий, логичный и разумный шаг.
Да, важная часть системы T&T – маркировка. Она заключается в нанесении на упаковку товара уникального идентификатора, который и будет отслеживаться на всех этапах – от выпуска товара в оборот до реализации. 

«Объективная реальность» – так пытаются охарактеризовать необходимость внедрения системы. А история ее такова. Одним из первых товаров, подлежащих обязательной маркировке, стал алкоголь. Прошло немного времени, и аналогичная «проблема» появилась у производителей лекарств и меховых изделий, не миновала она и рынка табачной продукции и обуви. «Вдруг» на юге страны заявили о подделке минеральных вод и о том, что маркировка – именно тот спасательный круг, который нам нужен. 

А впереди, оказывается, парфюмеры, производители автомобильных колес, одежды, постельного и столового белья, фотокамер, молочной продукции… Расчет прост: маркировку необходимо сделать всеобъемлющей и завершить этот переход к 2024 году. 

moloko_zavod_ceh.jpg

Но где взять средства на приобретение соответствующего технологического оборудования, программного обеспечения, расходных материалов, на оплату дополнительного труда работников? Видимо, поэтому, имея перед собой новые производственные и финансовые проблемы, видя отсутствие помощи со стороны властей, многие предприниматели задают вопрос: а зачем я пытаюсь создать рабочие места, болеть за развитие собственного региона, если и так произвожу (продаю) качественный продукт? К тому же его стоимость для конечного потребителя возрастет за счет прибавочной стоимости от введения новой технологии учета и реализации товара. А рост цены, как известно, приводит к снижению потребления, что, в свою очередь, вызывает сбой в продажах и, как следствие, разорение предприятия, потерю рабочих мест... 

Есть и другая точка зрения. Благодаря T&Т будет создан огромный объем информации относительно жизненного цикла товара, с историей его движения. Имея такой информационный банк, можно не только прогнозировать потребление, но и фактически управлять этим процессом. 

Ну а для бюджета страны плюс в том, что становится понятно: что, в каком количестве и где производится и потребляется. Покупательское поведение отслеживается в режиме реального времени, что способствует совершенствованию различных технологий управления потребительским спросом и поддается контролю. Так что дороже вашего сыра либо молока будет информация о том, что произведено и куда поставляется. 

Сегодня Россия в высокой степени, опережая даже такие государства, как США, внедрила у себя новые фискальные технологии. И мы движемся дальше в совершенствовании систем контроля. Внедрение T&T в нашей стране осуществляется в рамках российского законодательства, на внутреннем рынке работает национальная система «Честный Знак», которая позволяет в масштабе страны интегрировать данные о прохождении продуктов всех товарных групп.

И напоследок еще два существенных момента: экологический и финансовый.

По мнению разработчиков T&T, «индустрия логистики внедряет новые технологии для повышения эффективности и прозрачности. Выгоды складываются из весьма разнообразных слагаемых. Основной вклад внесет оптимизация инфраструктуры цепей поставок – от транспорта до складов и терминалов. Кроме того, оптимизация транспортировки и доставки товаров сократит выбросы, вредные для окружающей среды, до 2025 года на 11%, а в долгосрочной перспективе – на 90%. Одну из главных ролей в оптимизации цепей поставок сыграет развитие систем контроля доставки, работающих в реальном времени. К 2025 году это принесет чистую выгоду в объеме не менее 0,8 трлн долларов. Более того, цифровизация логистики сделает более прозрачными все сектора рынка».

Две точки зрения на проблему порождают множество вопросов. Ключевые вопросы для бизнеса – на кого распределятся затраты по внедрению системы? Почему не поддерживается производитель? Разве мы заинтересованы в гибели производств на своей территории, потере рабочих мест, повышении социальной напряженности в обществе? Возможно ли Т&T в последующем использовать как механизм для введения санкций? 

В нашем регионе всем этим обеспокоились только накануне введения маркировки в молочной отрасли. Интерес к данной проблеме, видя возмущение предприятий молочной индустрии, проявила Общественная палата Архангельской области. Есть определенный отклик и со стороны органов власти.

В качестве серьезного и солидного оппонента приведу мнение Национального союза производителей молока: внедрение цифровой маркировки является самой дорогостоящей регуляторной мерой за всю историю молочной отрасли и требует дополнительных мер поддержки. 

Как отмечает генеральный директор «Союзмолоко» Артём БЕЛОВ, затраты бизнеса на эти цели оцениваются независимыми экспертами в 12 млрд рублей в год. «И это в непростой год, когда мы видим опережающий рост себестоимости и недостаточно высокие темпы роста цен на готовую молочную продукцию. По сути, производители сейчас сдерживают цены», – заявил он.

По оценкам заместителя генерального директора молзавода «Пискаревский» (Санкт-Петербург) Георгия ЖИТМАРЕВА, плата за один код составляет 60 копеек, а на маркировку всей продукции заводу потребуется 200 млн рублей в год: «Сопоставляя общую сумму затрат бизнеса на маркировку и господдержку, можно сказать, что почти половину полученных от государства денег предприятия отдадут, покупая коды», – подчеркивает менеджер. 

Своим мнением относительно грядущих изменений делятся представители крупного и небольшого предприятия отрасли в нашем регионе. Пойдет речь и о мерах господдержки, утвержденных Архангельским областным Собранием. 

*реализация системного подхода к управлению продуктом на протяжении всего его жизненного цикла; по материалам книги «Track&Trace» Р. Х. Гимадаева.

**по публикациям Национального Союза производителей молока.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей