ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 26 апреля, 2024 12:44

Куда ляжет «карта вин»: рестораны Архангельска под угрозой ликвидации


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 21.06.2014 01:51:21

Ресторан без винной карты. Возможно? Вполне. Ограничения на продажу алкоголя, установленные в Архангельске, запрещают продавать спиртные напитки, если на расстоянии 10-20 метров от входа в магазин или бар находятся больницы, школы, спортивные и медицинские объекты и места «массового скопления граждан»... И дело даже не в поликлиниках и детских садах — любой открывшийся по соседству с кафе стоматологический кабинет, массажный салон или автошкола могут поставить крест на малом бизнесе.

Год назад «Бизнес-класс» уже поднимал эту тему — своими опасениями по поводу предстоящих ограничений делились представители торговли. Например, генеральный директор «Панорама Retail» Андрей БОЛДЫРЕВ призывал муниципалитеты не принимать скоропалительных решений, иначе легально купить крепкие напитки можно будет только за пределами городов и поселений — в лучшем случае на кладбище.

Сейчас, когда в муниципальных образованиях установили «зоны ограничений» и определили схемы прилегающих территорий, опасения высказали и рестораторы Архангельска. Свое обращение руководители предприятий общественного питания направили в региональное отделение «Опоры России», городскую Думу, «Деловую Россию» и уполномоченному по защите прав предпринимателей при губернаторе Архангельской области. В письме предприниматели высказали опасение, что в результате очередных алкогольных ограничений большое число точек общепита просто закроются.

«Основной поток посетителей в кафе и бары приходится на вечер. Если в ресторане нельзя заказать бокал вина или кружку пива, посетитель туда просто не пойдет, а значит, и спрос на основное меню будет падать. У нас пропадет не выручка за алкоголь, у нас пропадет вообще вся выручка: предприятия либо будут закрываться, либо на свой страх и риск торговать из-под полы. Но таких, уверен, будет немного. В результате тысячи людей потеряют рабочие места, а бюджет — налоги. Ни одно административно-офисное здание в центре города не проходит по критериям «алкогольных зон». Масштаб пугающий», - говорит генеральный директор ООО «Хороший вкус» Василий БУДРИН (сеть «Братья Гриль», «Коферум», «Большой Куш», «Бочка»).

Из-за специфики территориального планирования крупных городов, когда в каждом микрорайоне есть детский сад, школа, поликлиника, где-то бассейн, где-то спортивный центр и прочие социальные объекты, магазины и кафе так или иначе располагаются рядом. Но одно дело, когда речь идет о крупных комплексах и медицинских учреждениях, и совсем другое — когда рядом с магазином вдруг появляется кабинет логопеда или открываются курсы иностранных языков. Лицензия на образовательную деятельность есть — значит, бару придется закрыться. Пока этот законодательный пробел не устранен, учреждения общепита находятся под ударом. И речь не только о штрафных санкциях — данной ситуацией могут воспользоваться в целях конкурентной борьбы, а владельцы административных зданий — повлиять на неугодного арендатора.

Арендатор помещения в одном из торговых центров Архангельска Николай ПОВАРОВ считает, что проблема алкогольных ограничений отразится не только на ресторанах. Если взглянуть на проблему с другой стороны, в не лучшем положении оказываются и  арендаторы небольших офисов под те же салоны оптики с медицинскими услугами или стоматологические кабинеты. «Очевидно, что  если владелец здания будет стоять перед выбором - расторгнуть договор с арендатором 60 кв. м или 260 кв. м, то переехать придется стоматологу, а не ресторану, - отмечает Поваров. - В Санкт-Петербурге уже были судебные прецеденты, когда магазины пытались оспорить приостановку лицензии на продажу алкоголя, но решения были приняты не в их пользу. К сожалению, даже если массажный кабинет открылся месяц назад, а универсам работает годами, право на торговлю алкоголем у него аннулируется. Полагаю, что теперь при заключении договоров аренды в крупных торговых комплексах этот аспект заранее будет оговариваться, но как быть сейчас — никто не знает. Только если попробовать уговорить тот же, к примеру, массажный салон съехать по-хорошему».

По мнению директора ООО «Хороший вкус» Василия Будрина, вину в данном случае не следует возлагать на муниципалитеты — все дело в несовершенстве федерального законодательства. 

«Правительством РФ подготовлен проект изменения Федерального закона №171 «О государственном регулировании производства и оборота… алкогольной продукции». Предполагается, что «зональные» ограничения будут распространяться только на медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения. В этом случае проблема взаимного расположения предприятий общепита и частных медицинских кабинетов будет решена. Но это произойдет в лучшем случае через год. К тому времени все рестораны, которым грозит отзыв лицензии, будут закрыты», - говорит Будрин.

По его словам, без развитой системы общественного питания повысить культуру потребления алкоголя невозможно. Так, по данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), в России только 3% физического объема алкоголя потребляется в барах, кафе и ресторанах. В Европе до кризиса этот объем составлял около 50%, сейчас — 40%.

«Если закрыть кафе и рестораны, эффект антиалкогольной стратегии может быть противоположным. Ведь в ресторанах люди пьют  «за дорого», под контролем, в обществе и проверенные акцизные напитки, - отмечает Василий Будрин. - Мы за то, чтобы здравый смысл возобладал. Пока федеральный закон не принят, общепит в Архангельске надо сохранить».

Инициативная группа предпринимателей обратилась к депутатам и чиновникам с предложением разобраться в ситуации, чтобы избежать ликвидации компаний. Под письмом подписались директор сети «Блин Хаус», управляющий группой компаний Полины Крупчак, директора ООО «БрауМастер» и ООО «Хороший вкус». Подписей могло быть и больше, но, по словам Будрина, цель собрать «толпу» инициативная группа не ставила, хотя, безусловно, проблемой озабочены все рестораторы города.

Как известно, право определять границы «запретных зон» дано местной власти. В  прошлом году Правительство Архангельской области рекомендовало остановиться на 25-метровой границе для сельских поселений и 100-метровой - для городов. Однако учитывая особенности планировки областного центра, в мэрии установили самые лояльные в области границы: 10 метров - если социальный объект имеет свою обособленную территорию и 20 метров — если ее нет. Но и эти расстояния могут стать фатальными для большинства предприятий общепита.

Сейчас есть по крайней мере два выхода — сократить границы или применить дифференцированный подход к определению «запретных зон» в зависимости от категорий социальных объектов и разграничить «метраж» для предприятий торговли и общепита. Во всяком случае, эту возможность предусматривает федеральный закон. На это обращалось внимание и в рекомендациях правового департамента областного правительства муниципалам. В нем, в частности, говорилось и о том, что «при установлении минимальных расстояний нужно исходить из необходимости сохранения сформировавшейся сети организаций торговли и общественного питания; обеспечения доступности торговых точек и удовлетворения потребностей населения в алкогольной продукции».

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Оборот предприятий общественного питания в Архангельской области в 2013 году составил 8,2 млрд рублей (рост на 4%). По данным за 2012 год, в Архангельске насчитывалось 230 ресторанов, кафе, баров; в Северодвинске — 130,  в Котласе — 31, в Новодвинске — 20.

Оборот розничной торговли по итогам прошлого года оценивается в 178 млрд рублей, из них алкогольные напитки — 14,2 млрд рублей. Доля торговой отрасли в структуре формировании валового регионального продукта составляет около 12%.

По данным Архангельскстата.





Возврат к списку

Для вас

Ваше мнение

  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    Сёмгу и другую рыбную продукцию  
     15 (24.19%)
    Северные ягоды и грибы  
     9 (14.52%)
    Мармелад на агар-агаре  
     8 (12.90%)
    Традиционные пряники - козули  
     7 (11.29%)
    Щепную птицу счастья  
     5 (8.06%)
    Холмогорскую резную кость  
     5 (8.06%)
    Продукцию и косметику из водорослей  
     5 (8.06%)
    Одежду, аксессуары с северными мотивами  
     3 (4.84%)
    Другое  
     3 (4.84%)
    Магниты, кружки, открытки с видами Архангельска и области  
     1 (1.61%)
    Посуду с северными росписями  
     1 (1.61%)
  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей