Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото https://vk.com/minstroy29 и dvinanews.ru | 07.10.2024 17:14:23
Контрольно-счётная палата Архангельской области проанализировала бюджетные расходы на областную адресную инвестиционную программу за 1 полугодие 2024 года. Объём её реализации за шесть месяцев — менее 39%. При этом по некоторым министерствам, федеральным программам исполнение нулевое. Десятками миллионов рублей исчисляется просроченная дебиторская задолженность: это деньги, которые от подрядчиков, не выполнивших обязательства по контрактам, по разным причинам в бюджет уже не вернуть…
Эта тема обсуждалась на очередном заседании совещательного органа при региональной КСП. За 2024 год на областную адресную инвестиционную программу должно было быть направлено 7 млрд 888 млн рублей. Кассовое же исполнение программы на конец июня составляло 3 млрд 64 млн. То есть более половины планов по инвестициям остаются нереализованными.
«Зависшие» инвестиции
Три министерства Правительства Архангельской области имеют нулевое исполнение программы за эти шесть месяцев: министерство агропромышленного комплекса и торговли, министерство спорта и министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса. Речь там идёт о сравнительно небольших суммах, но тем не менее.
На все 100% с программой справилось только министерство труда, занятости и социального развития: за 41 млн рублей приобретено помещение для центра занятости в Северодвинске. Второе место занимает министерство транспорта: освоено 710,8 млн рублей (79,4%), преимущественно на строительство и реконструкцию дорог.
Самые главные получатели денег по областной адресной инвестиционной программе — министерство строительства и архитектуры и министерство ТЭК и ЖКХ. Однако минстрой исполнил программу всего на 35,7%, а коллеги-«энергетики» на 37,1%. Для последних камнем преткновения, как и было понятно изначально, стало строительство в сжатые сроки 20 пеллетных котельных.
Из федеральных программ наилучших результатов мы добились по программе «Современная школа»: из 1 млрд 66 млн рублей освоено 914 млн. Но, как пояснила заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Архангельской области Людмила КОЛМОГОРОВА, сюда входят не только фактические расходы на строительство, но и не отработанные подрядчиками авансы по контрактам.
С остальными программами всё гораздо менее благополучно. К примеру, из 489 млн лишь на 133,8 млн исполнена программа «Чистая вода», по программе «Модернизация первичного звена здравоохранения Архангельской области» использовано всего 40,2 из 491 млн. Ноль процентов исполнения стоит в графе программы «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений».
В чём причины?
Одна из ключевых проблем — несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию. Чаще всего так происходит по причине нехватки у подрядчиков собственных оборотных средств, специалистов и техники. Компании набирают контракты, по которым должны одновременно работать на нескольких объектах, зачастую в разных городах и районах области. Порой это приводит к печальным последствиям, яркий пример – компания «Белый Дом».
Вторая известная причина — многочисленные корректировки проектно-сметной документации.
«Мы очень много объектов проверяем, и ни один из них не обходится без корректировки ПСД: происходит замена материалов, видов работ и т.д., - уточнила Людмила Колмогорова. - Третья причина — установление необоснованно коротких сроков по государственным и муниципальным контрактам. Например, по уже упомянутым пеллетным котельным на весь комплекс мероприятий — инженерные изыскания, проектирование, прохождение госэкспертизы, строительство и ввод в эксплуатацию — даётся в среднем 8 месяцев. Мы полагаем, что эти котельные вовремя сданы не будут».
Отдельная история - необоснованно завышенные размеры авансовых платежей подрядчикам, даже при неисполнении ими условий контрактов. Суммы потерянных таким образом бюджетных средств исчисляются десятками, даже сотнями миллионов рублей. Растёт дебиторская задолженность, взыскать которую практически невозможно.
«Снова возвращаюсь к котельным: в Архангельске по контрактам на их строительство изначально авансы предусмотрены не были. И вот по одному из контрактов, заключённому 4 апреля 2024 года, через 20 дней вдруг берётся аванс в размере 108,7 миллиона рублей, ещё через некоторое время он увеличивается до 143,8 миллиона, а затем до 208,4 миллиона рублей. Если бы потенциальные подрядчики знали, что такой аванс возможен, закупка могла сложиться совсем по-другому — желающих было бы больше. Схожая ситуация с контрактом на вторую котельную», - отметила аудитор.
Уточним, что по всем этим контрактам заказчиками являются муниципалитеты, они и устанавливают условия конкурсов.
Точка невозврата
Следующий конкретный пример — врачебная амбулатория в селе Сура Пинежского округа. Заказчиком по контракту выступало Главное управление капитального строительства Архангельской области (ГУКС), а подрядчиком — АО «Авиапромстрой», ныне признанное банкротом и входящее в реестр недобросовестных поставщиков. Эта московская фирма не отработала на амбулатории аванс в размере 12,3 млн рублей.
«Авиапромстрой» получил и муниципальный контракт на строительство школы (на фото) на 240 мест в посёлке Оксовский Плесецкого округа. Там неотработанный аванс в разы выше — 113,7 млн рублей. С этой школой вообще произошло нечто странное. Заказчик, несмотря на введение в отношении подрядчика процедуры наблюдения и значительного отставания от графика, продолжал перечислять фирме авансы!
После расторжения контракта было проведено обследование свайного поля и уже практически построенного первого этажа здания. Специалисты пришли к выводу, что использовать эти конструкции опасно, усиливать уже нецелесообразно, сложно и затратно - лучше всё демонтировать, включая гараж.
Новый контракт на строительство школы заключён с опытной местной компанией — ООО «Строй Центр», у которой, опять же, очень много объектов по всей Архангельской области. Этот контракт вдвое дороже предыдущего — 911,5 вместо 430 млн. Новый срок выполнения работ — 15 декабря 2025 года. А ведь сдать школу должны были ещё 1 декабря 2023-го. Вот такая показательная история.
По муниципальному контракту на строительство школы (на фото выше) на 90 мест в селе Долгощелье Мезенского округа свыше 153 млн рублей неотработанного аванса насчитано северодвинской фирме ООО «СТК «Северград». Кстати, ранее начальная цена этого контракта в 195,2 млн рублей была увеличена на 83,2% - до 357,6 млн. Школу должны были построить к 30 ноября 2020 года. Затем этот срок неоднократно сдвигался. И лишь в феврале 2024 года заказчик решился расторгнуть контракт.
Но, судя по картотеке арбитражных дел, между администрацией округа и «СТК «Северград» всё ещё идут судебные тяжбы. Бывший подрядчик долго не отдавал своему преемнику строительную площадку. Новый подрядчик (ООО «СЗ «Берег») должен сдать почти готовую школу к 15 октября, однако велик риск, что этого не произойдёт.
Детская поликлиника в Котласе, пристройка к зданию хирургического корпуса Мезенской ЦРБ и новая участковая больница в посёлке Соловецкий (на фото ниже): разбирательства по этим трём объектам, о чём подробно рассказывал «Бизнес-класс», идут в «классической» паре — ГУКС и «Белый Дом». По данным КСП, общая сумма неотработанных авансов — 138 млн рублей.
Свыше 29 млн рублей осталось должно ООО «Юпитер» по ФАПу в мезенском селе Койда. Питерская фирма тоже состоит в реестре недобросовестных поставщиков.
«По этому ФАПу также проводились авансовые платежи при отсутствии реальных строительных работ на объекте», - подчеркнул председатель Контрольно-счётной палаты Архангельской области Александр ДЕМЕНТЬЕВ.
Без законных требований
«Это мы выборочно посмотрели неотработанные авансы, и уже получается 446 миллионов рублей, - пояснила Людмила Колмогорова. - Что касается дебиторской задолженности в целом, назову ещё двух подрядчиков. За ООО «АМ-Строй» числится 12,9 миллиона рублей по реставрации исторического здания на набережной Северной Двины в Архангельске под нужды университетской Ломоносовской гимназии. Исполнительный лист находится в службе судебных приставов с июня 2023 года. ООО «СпецФундаментСтрой» осталось должно 39,2 миллиона рублей по объекту «Укрепление правого берега реки Северная Двина в Соломбальском округе Архангельска на участке от улицы Маяковского до улицы Кедрова». Фирма проходит процедуру банкротства, это требование включено в реестр требований кредиторов. Но, как показывает практика, даже при положительном решении арбитражного суда фактически вернуть деньги в бюджет невозможно, в том числе и по причине банкротства таких подрядчиков. А это уже прямой ущерб для бюджета».
При этом удивляет соотношение размеров выплаченных авансов и условий контрактов по обеспечению их исполнения. Обеспечение в данном случае — это право заказчика: если подрядчик не выполняет условия, срывает сроки, требовать банковскую гарантию - реальные деньги, минуя судебные тяжбы.
Аудитор привела в пример строительство начальной школы — детского сада на 580 мест в селе Березник Устьянского округа. При огромной цене контракта — почти два миллиарда рублей! - обеспечение составляет лишь 0,5%, или 9,9 млн рублей. При этом аванс после заключения дополнительного соглашения увеличился с 19,8 до 496,6 млн рублей.
Кстати, по школе в посёлке Оксовский (на фото выше) заказчик вообще отказался от права требования обеспечения контракта.
У Контрольно-счётной палаты есть ряд предложений к правительству области и депутатам регионального парламента, как изменить ситуацию к лучшему. Одно из них — систематизировать информацию по дебиторской задолженности, в том числе по расторгнутым контрактам. Больше внимания уделять тому, выставляют ли законные требования заказчики по обеспечению исполнения контрактов, вовремя ли отправляют подрядчикам претензии и обращаются в суд. Активизировать работу по возврату авансовых платежей.
«Кроме того, сейчас показатели отчёта об исполнении областной адресной инвестиционной программы завязаны на кассовое исполнение бюджета и не свидетельствуют об объёмах выполненных подрядчиками работ. Сама форма отчёта не даёт реальной картины о ходе строительства объектов. Она лишь отражает финансовый поток. Мы предлагаем более детализированную форму — по образцу той, что действует, к примеру, в администрации Санкт-Петербурга», - добавил Александр Дементьев.
Комментарии
Надежда ВИНОГРАДОВА, депутат Архангельского областного Собрания, член совещательного органа при КСП АО:
«Государственные или муниципальные заказчики получают бюджетные деньги, за освоение которых надо отчитаться в срок, достроить и сдать объект любым способом, дать красивую картинку. Зачастую это и становится главной целью. Вопросы качества строительства, ответственности подрядчиков отходят на второй план. Соглашусь и с тем доводом, что порой сами строительные компании в расчёте на стабильное финансирование из бюджета набирают контракты и в итоге с ними просто не справляются. При этом добросовестных и надёжных подрядчиков в регионе дефицит».
Дмитрий ГВОЗДЕВ, депутат Архангельского областного Собрания, член совещательного органа при КСП АО, гендиректор ООО «Регион-лес»:
«С каждой из этих ситуаций нужно разбираться отдельно. Может, объект в посёлке Оксовский разумнее было на время заморозить, чем изыскивать почти миллиард, заводить туда «Строй Центр», у которого и так много объектов по всей области, в том числе такие крупные, как новое здание арбитражного суда и школа на 860 мест в Архангельске. Почему о «Белом Доме» мы сегодня столько раз слышали, раз уже давно понятно, что компания такие объёмы не осиливает? Что касается, к примеру, котельной на улице Постышева, которой мы занимаемся, уложиться в установленные сроки действительно изначально было невыполнимой задачей. Но мы уже ведём эти работы, остаётся только продолжать. Оборудование закуплено».