ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Главное сегодня - системная работа с правом»: бизнес-омбудсмен о поиске лучших решений для бизнеса


Беседовала Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 27.11.2015 07:14:39

Свободное предпринимательство так и останется абстракцией, если в государственной нормативно-правовой базе не будут адекватно отражены его интересы. О том, как продвигается законотворчество, мы побеседовали с бизнес-омбудсменом при губернаторе Архангельской области Николай ЕВМЕНОВЫМ, сообщившим «БК», что некоторые инициативы года можно смело назвать беспрецедентными – не только в регионе, но и в Российской Федерации.

– С момента создания института бизнес-уполномоченных прошло два с половиной года. Достаточно, чтобы определить источники наиболее распространенных конфликтов между предпринимателями и властью. Где вы сталкиваетесь с противодействием бизнесу?

– Основной поток обращений связан с жалобами на муниципалитеты, в полномочия которых входит регулирование аренды недвижимости, выделения земель, транспортного обеспечения, льготного выкупа имущества в рамках программ приватизации, а все это напрямую касается бизнес-сообщества. Ежегодно мы готовим документ под названием «Док-лад о состоянии соблюдения прав и интересов субъектов малого и среднего бизнеса», где выделяем муниципальный уровень как наиболее проблемный.
 
Мы успешно помогаем предпринимателям, и в последнее время чаще всего защита интересов бизнеса связана с Законом №159-ФЗ, позволяющим в льготном режиме выкупать арендованное имущество у муниципального образования. При соблюдении ряда условий предприниматель вправе это сделать, но в некоторых муниципалитетах чиновники вели так называемые блокировочные списки, препятствуя приватизации, то есть нарушали федеральный закон. Когда арендаторы обращались к нам и мы выявляли нарушения, некоторые муниципальные образования сразу признавали ошибку и предоставляли возможность выкупить недвижимость по рыночной цене. Некоторые не соглашались, что сразу предполагало более сложный путь защиты – через прокуратуру.

– У вас есть опыт налаженного взаимодействия?


– Есть адреса, где мы помогли заявителям восстановить свое право льготного приобретения объектов недвижимости по 159-му закону. И есть пример, касающийся конкретной сферы деятельности – наружной рекламы: растяжек, билбордов, баннеров... Установку рекламных конструкций тоже утверждает муниципалитет. Предпринимателю дано право аренды зданий и земельных участков, где целесообразно размещать носители. Федеральный закон предписывает муниципалитетам разработку схемы, в которой они отражены, и она отсутствовала только в одном городе Архангельской области – Северодвинске, а, следовательно, там не было и возможности заключать договоры аренды. Предприниматели оказывались в подвешенном состоянии: у них рекламный бизнес, клиенты, но они не могут воспользоваться своим законным правом разместить носители на территории муниципального образования. Мы приняли жалобу, обратились в мэрию и получили отказ, но прокуратура заставила чиновников выполнить предписание. Схема появилась – и заключение договоров началось.

Собственно говоря, на этих примерах мы и убедились в том, что бизнес-омбудсмену недостает полномочий для оперативного реагирования, поэтому взялись за разработку инициативы по прямому внесению в муниципалитеты необходимых правовых актов. Вышли с оформленным предложением на областное Собрание депутатов. Общественно-экспертный совет, созданный в прошлом году при комитете по законодательству, которым руководит Станислав Вторый, его поддержал. Депутаты проголосовали за то, чтобы закрепить нашу инициативу в 46-й статье федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления и 10-й статье федерального закона об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Тот и другой дают нам действенные инструменты для восстановления нарушенных прав. Параллельно работали с муниципалитетами, чтобы разобраться, где и как применять инициативу. И нигде не получили отторжения, а Приморский район с готовностью принял идею. По решению главы муниципалитета Валентины Рудкиной прямые правотворческие полномочия бизнес-омбудсмена закреплены в уставе муниципального образования. Пока это первый и единственный в России прецедент, а для нас – знак доверия целевой аудитории.

– Наверняка найдутся и примеры противодействия...

– Иногда суд предпринимателя с чиновником длится до четырех-пяти лет: кассационные инстанции, уточнение требований, а потом самый сложный этап – исполнение судебного решения. Мы являемся к приставам, а те спрашивают, что им теперь делать: неужели взять чиновника за руку и отвести в Росреестр, чтобы юридически оформить передачу права собственности?! И тут возникает вакуум, хотя отказ от оформления законной сделки предполагает в данном случае уголовное преследование по 315-й статье.

Вот вместе с одним предпринимателем мы судимся по 159-му закону второй год подряд. Глава администрации Коноши Александр Кринин проиграл все процессы. Более того, он наносит ущерб муниципальному образованию. Судья не согласилась с актом оценки – стоимость объекта с подачи должностных лиц оказалась завышенной в разы. В результате мы получили два иска, никак не связанных между собой. Второй – о понуждении чиновников заключить договор выкупа недвижимого имущества в соответствии с федеральным законодательством и по новой цене, которую суд признал объективной. Мы его подали, выиграли суд первой инстанции, но глава администрации опять не согласился и активно противодействует законным интересам добросовестного предпринимателя. Мы обратились в органы прокуратуры, и было принято решение о подаче второго судебного иска о понуждении должностного лица администрации Коноши зарегистрировать сделку.
 
– Расскажите о новой законодательной инициативе – процедуре дисквалификации должностных лиц за нарушение регионального законодательства и муниципальных правовых актов.

– Аналогичная норма существует в КоАП – за нарушение федерального законодательства. Мы выступаем за расширение ответственности – до уровня региональных законов и муниципальных нормативных актов.
 
Наше законодательное предложение уже нашло свой отклик на федеральном уровне. Оно было включено в доклад 2015 года уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, который был представлен президенту Владимиру Путину. В настоящее время Правительству РФ дано поручение подготовить соответствующие изменения в КоАП. Это непростой, но реальный и важный результат нашей системной работы с законодательством.

К работе по защите прав предпринимателей мы привлекаем профессиональных юристов и экспертов Архангельской области на условиях pro bono, детально разбираем каждое обращение. Но всё же приоритет отдаем оперативному реагированию на неправомерные действия должностных лиц и работу в этом направлении в досудебном порядке, что открывает перед предпринимателями более безболезненный путь решения проблемы с точки зрения временных и финансовых затрат.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5