Людмила СЕЛИВАНОВА | 14.12.2018 22:10:49
12 декабря Верховный Суд России отменил решение Архангельского областного суда по делу ГУ ПАО «Фармация». Напомним, в феврале 2018 года единственным поставщиком лекарств для всех государственных медицинских организаций региона стала именно эта аптечная сеть.
Министр здравоохранения Архангельской области Антон КАРПУНОВ приводил разные аргументы в пользу перехода на единственного поставщика. «Фармация» обладает крупной сетью из 137 аптек, почти половина из которых расположена в труднодоступных населенных пунктах, которые малоинтересны коммерческим провизорам. По оценкам министерства, благодаря налаженной логистике, оптовому приобретению лекарств и медицинских инструментов экономия бюджетных денег может составить 30%.
Другой важный довод – отсутствие в ФАПах и больницах удаленных селений специалистов для организации закупок. Работа через «Фармацию» снимает и это неудобство.
Однако Архангельское УФАС России изначально указывало на признаки нарушения законов «О конкуренции» и «О контрактной системе» в преимущественном положении «Фармации».
«Меры, направленные на обеспечение безопасности и качества лекарств, контроля за ценообразованием, экономии бюджетных средств, – дело благое. Только все эти плюсы пока что существуют лишь в теории: нет ни одного документа, заключения, исследования, обосновывающего, почему «по-старому» жить нельзя, а переход на новые рельсы будет эффективен, – отмечал руководитель Архангельского УФАС Денис БУГАЕВ. – Есть ли для заказчика принципиальная разница, откуда поставщик привезет товар – со склада в Архангельской области или из другого региона, хоть самолетом? Ему важно, чтобы товар был поставлен в срок, надлежащего качества и в необходимом объеме. Эффект аукционного снижения цен тоже пока никто не отменял. Архангельское УФАС России полагает, что принятие законопроекта может привести к потенциальному риску нарушения пп. 2,5, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Тем не менее на сессии областного Собрания депутатов закон приняли сразу в двух чтениях.
Такое положение дел не устроило московскую компанию АО «Мастерфаст», которая тоже занималась поставками лекарств для больниц в нашем регионе. Эта фирма обратилась в суд, оспаривая постановление правительства и статью 26.1 закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан». По мнению компании, эти нормативные правовые акты нарушают ряд требований федеральных законов как раз по тем пунктам, на которые ссылалось УФАС.
Архангельский областной суд удовлетворил иск АО «Мастерфаст». По оценке суда, нормативные акты идут вразрез с указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Правительство области и областное Собрание депутатов, в свою очередь, успешно оспорили это решение в Верховном Суде России.
Как считает директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь АНДРЕЕЧЕВ, Верховный Суд исходил из возможности, которая предоставлена всем субъектам РФ: заключение контрактов с единственным поставщиком является законодательно установленным случаем ограничения конкуренции. Такая практика имеется как на федеральном, так и на региональном уровнях.
«Верховный Суд свое мнение высказал, будет интересно почитать мотивировку, – говорит Денис Бугаев. – Скорее всего, суд сошлется на практику предыдущих решений, когда рассматривались подобные вопросы. Позиция высказана: сложно пытаться обойти ее или не исполнить. То есть отныне «Фармация» – законный единственный поставщик лекарственных препаратов в Архангельской области».
Итак, все вернулось на круги своя. Вопрос в другом: как с января 2019 года лекарства будут поставлять в больницы города и области? Не привели ли судебные разбирательства к срыву закупок?
«Частичные сбои возможны, – предполагает председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по социальной политике, здравоохранению и спорту Сергей ЭММАНУИЛОВ. – С другой стороны, в последний месяц были определенные сомнения в отношении юридической устойчивости областного законодательного акта, и руководители лечебных учреждений постарались предпринять шаги, чтобы создать подушку безопасности в этом отношении даже на предстоящий переходный период. Знаю, что им было предоставлено право делать закупки самостоятельно. Где был взвешенный, ответственный подход, думаю, найдены возможности для решения этих вопросов. Но не исключаю, что ситуация будет напряженной».