ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Экономика торга: в выставочно-ярмарочном бизнесе региона доходы даются тяжело


Ирина ФОКИНА. Фото Николая Гернета и автора | 14.10.2017 18:19:59
Экономика торга: в выставочно-ярмарочном бизнесе региона доходы даются тяжело

Состояние выставочно-ярмарочной индустрии – один из самых наглядных показателей того, что происходит в экономике: в этом мнении сходятся представители отрасли и органов власти. Хотя спрос на подобные мероприятия у потребителей не падает, местный рынок практически не развивается. Затраты на такое сложно организуемое дело, как выставка или ярмарка, окупаются далеко не всегда, и предприниматели выбирают более простые способы привлечь клиента.


Место встречи изменить придется

Как сообщает министерство АПК и торговли Архангельской области, количество проводимых в регионе выставок-ярмарок растет, происходит качественное изменение состава участников, иногородних становится все больше. В то же время сложилась ситуация, когда у операторов нет возможности принять всех желающих из-за отсутствия в Архангельске площадей «для эффективного решения экспозиционных, презентационных и информационных проблем выставочно-ярмарочной деятельности».

За примером далеко ходить не надо: губернатор Игорь ОРЛОВ, подводя итоги Маргаритинской ярмарки, заявил, что дальнейшее ее проведение во Дворце спорта профсоюзов недопустимо. В качестве основного варианта решения этого вопроса рассматривается перевод ярмарки в современный выставочный центр «Норд Экспо», строительство которого началось в конце августа. Инвестором выступает ООО «Норд Экспо», входящее в группу компаний «Аксель». Планируемый объем вложений – 340 млн рублей.

Этот проект появился, когда стало известно, что Международный арктический форум «пропишется» в Архангельске и будет проходить у нас каждые два года. В «Норд Экспо» также планируется организовывать спортивные, выставочные, ярмарочные и другие мероприятия высокого уровня.

«Проведение выставок и ярмарок, по сути, представляет живой иллюстрированный обзор того, что происходит в экономике области и страны в целом. Для региона очень важно иметь постоянно действующий выставочный центр с площадями, оборудованными по последнему слову техники, в котором могли бы проводиться специализированные, межрегиональные и международные выставки, национальные ярмарки, деловые форумы и другие мероприятия», – подчеркивают в профильном министерстве.

«Две большие разницы»

По мнению управляющего выставочным центром «Поморская ярмарка» Юрия МАШКОВЦЕВА, несмотря на глобальные планы по строительству новых площадок, центральной пока так и остается Дворец спорта.

«В выставочно-ярмарочной индустрии события поделены на крупные отраслевые мероприятия, для которых транспортная удаленность места проведения не является важной, а главное – большая площадь и развитая внутренняя инфраструктура, и менее масштабные выставки, ориентированные на розничного покупателя, которые целесообразнее проводить в центре. В этом смысле плюсы Дворца спорта – шаговая доступность для большинства горожан и гостей, соседство гостиниц и точек общепита», – отмечает Юрий Машковцев.

По мнению специалиста, собственникам «Норд Экспо» нужно заранее продумать, как решить вопрос доставки основной массы посетителей из центра города и других районов на улицу Папанина. По словам управляющего, «сверять часы» в этой ситуации можно с Санкт-Петербургом, где конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», расположенный за пределами города, превращен в целый кластер с гостиницами, ресторанами, кафе, таможенно-логистическим комплексом, наземной и подземной парковками. К тому же из Питера в «Экспофорум» и обратно с интервалом 15-20 минут ходят бесплатные автобусы.

Вместе с тем, как рассказал Юрий Машковцев, другие операторы с не меньшим успехом проводят мероприятия в различных районах Санкт-Петербурга, где посещаемость универсальных ярмарок выше, чем в КВЦ – именно за счет шаговой доступности.

«Если создавать в Архангельске инфраструктуру для проведения выставок, то в первую очередь нужно строить многофункциональный комплекс с доступными площадями и желательно в центре, – считает совладелец и редактор портала Новострой29.ру, главный организатор ежегодной выставки недвижимости в Северодвинске Алексей ЕСЕНЕВИЧ. – Многофункциональность – обязательное условие, иначе он будет простаивать. «Норд Экспо» строят в округе Варавино-Фактория: проводить там, к примеру, мероприятия по теме продажи жилья – это провал. Если там будут проходить крупные деловые выставки, на которые приезжают даже не на личной, а на служебной машине, чтобы решать рабочие вопросы, – это одно. А когда человек хочет найти что-то для себя, он просто не поедет туда специально, а лучше обойдет пару-тройку торговых центров или компаний в центре города».

Больше ярмарок не нужно?

Как считают в правительстве Архангельской области, влияние хорошо организованной выставочно-ярмарочной деятельности на экономику региона выражается, прежде всего, в расширении географии связей хозяйствующих субъектов, подъеме международной торговли, росте экспорта, укреплении имиджа принимающей территории, притоке денежных средств из-за пределов региона, увеличении налогооблагаемой базы предприятий и, как следствие, наполняемости бюджетов всех уровней.

Стремясь сделать выставочно-ярмарочную деятельность инструментом государственной политики и средством развития свободного рынка, региональная власть инициировала во всех городах и районах области проведение ярмарок выходного дня под девизом «Местное – это вкусно», где свою продукцию могут реализовать местные производители.

«В Архангельске сегодня силами двух операторов – «Поморская ярмарка» и «КАНТ» – ежегодно проводится порядка 40 различного рода мероприятий, в основном это универсальные ярмарки, – рассказывает Юрий Машковцев. – Я бы не сказал, что их нужно проводить чаще – в таком случае снизится интерес посетителей. Покупательная способность сейчас невысокая, и хотя посещаемость при этом существенно не падает, средняя стоимость покупки уменьшается. Это, безусловно, беспокоит экспонентов, ведь многие приезжают из других регионов России и тратят немалые средства на доставку своей продукции».

Усложняет ситуацию и расположение Архангельской области на «окраине» российского рынка. Если в центральной части страны товаропроизводители «вращаются», как выразился Юрий Машковцев, по ярмаркам и выставкам, уменьшая таким образом транспортные и прочие расходы, то до нашего региона они должны сделать существенный пробег. Возможно, в том числе и поэтому цены на товары, представленные на Маргаритинской ярмарке в этом году, по мнению архангелогородцев, были высокими.

«Каждый предприниматель стремится к получению прибыли, но в то же время ни один из них не заинтересован в том, чтобы уехать обратно с товарами, которые привез, – констатирует Юрий Машковцев. – В конце концов, можно торговаться. Мы стараемся делать ярмарки максимально насыщенными по ассортименту. У нас производители одного и того же типа продукта – из разных регионов, поэтому и ценовая политика у них разная».

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, состояние выставочно-ярмарочной индустрии, по мнению Юрия Машковцева, остается стабильным. Управляющий «Поморской ярмаркой» отмечает тенденцию последних двух-трех лет к снижению активности участников Маргаритинки, организацией которой занимается этот оператор, но тем не менее заполняемость площадей ярмарки по-прежнему остается стопроцентной.

«В 1990-е годы выставки были очень частым явлением практически во всех направлениях бизнеса, но с развитием коммуникаций необходимость в организации таких форм представления услуг и товаров резко снизилась, – отмечает Алексей Есеневич. – Это затратное удовольствие, и предприниматели предпочитают более простые варианты. Я, допустим, мог бы проводить и две выставки в год, но это будет невыгодно, потому что за шесть месяцев на рынке недвижимости мало что успевает измениться: появляется две-три новостройки, но этого, конечно, мало, чтобы организовывать общегородскую масштабную выставку».

В целом, по мнению Алексея Есеневича, организация выставок в Архангельской области – это сложный доход для операторов, в том числе из-за отсутствия специальных доступных помещений и удобной инфраструктуры. Мало кто стремится заниматься этой деятельностью как отдельным бизнесом.

«И для нас выставка – это лишь дополнение к основным услугам, – уточняет Алексей Есеневич. – На организацию мероприятия в среднем уходит около 300 тысяч рублей: это аренда помещения и оборудования, реклама и оргзатраты».

Выставки – для сложных продаж

Несмотря на то, что для сохранения баланса, выгодного всем участникам выставочно-ярмарочной индустрии Архангельской области, необходимо не так много мероприятий, их значение, по мнению организаторов и операторов, велико.

«Выставки – открытые площадки, которые подпитывают соревновательный дух, помогают рынку развиваться. Они делают сложный выбор из многих предложений очень доступным и прозрачным, так как собирают все варианты в одном месте. Участники со скромными ресурсами могут презентовать свои товары и услуги на равных с крупными игроками рынка большому количеству потенциальных покупателей. Живое общение выгодно для обеих сторон. На выставке, как правило, для клиентов создают лучшие условия. К тому же это своего рода ежегодный смотр, обмен информацией, технологиями, а зачастую и дискуссионная площадка для профессионалов рынка», – перечисляет Алексей Есеневич.

По его мнению, выставки в сфере недвижимости интересны застройщикам, так как с их помощью покупателю легче принять сложное решение о дорогой покупке. Аналогична, считает Алексей Есеневич, ситуация во всех сферах продажи товаров и услуг, где присутствует большой выбор предложений.

Отдельная тема – туристические выставки. Как пояснила заместитель министра культуры по вопросам туризма Светлана ЗЕНОВСКАЯ, они делятся на два типа: для профессионального сообщества и для покупателей услуг.

«Специалисты туриндустрии на выставках, как правило, знакомятся с федеральными тур­операторами, партнерами из других регионов, договариваются о сотрудничестве, – продолжает Светлана Зеновская. – Архангельская региональная туристская ассоциация ежегодно проводит выставку «Мир путешествий Поморья», которая адаптирована уже под местных жителей и рассказывает им, куда можно съездить по области».

По словам руководителя турагентства Виктории БУЛАТОВОЙ, выставка «Мир путешествий Поморья» является и площадкой для обсуждения проблем индустрии региона: тур­операторы делятся друг с другом опытом, создают совместные маршруты и строят планы на будущее.

«На выставках федерального масштаба мы выполняем уже другие задачи: представляем Архангельскую область, изучаем опыт партнеров из регионов, где туризм лучше развит, обсуждаем логистику с федеральными операторами – объясняем, как до нас добраться и что посмотреть», – добавила Виктория Булатова. 

Цифры

В 2016 году выручка малого и среднего бизнеса от продажи продукции собственного производства на выставках и ярмарках составила 6 млн рублей, было заключено более 70 соглашений о сотрудничестве на общую сумму порядка 10 млн рублей.

Справка «БК»

В рамках программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)» министерство экономического развития ежегодно обеспечивает участие субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в выставочно-ярмарочных мероприятиях единым стендом от региона. Это предусматривает предоставление на бесплатной основе площадей, в том числе и на выставках, которые проходят за пределами области, оплату организационных расходов.

Предприниматели принимают участие в тех мероприятиях, которые включены в план на очередной год. Он формируется министерством на основе предложений бизнес-сообщества и отраслевых органов государственной власти. В 2016 году перечень был расширен: в него вошли выставки, имеющие статус международных: например, «Красивые деревянные дома» и агропромышленная выставка «Золотая осень». В 2017 году в перечень были включены дополнительно три международные туристские выставки: «Интурмаркет», «Путешествия и туризм» / MITT и «Отдых LEISURE».

В январе-сентябре 2017 года 42 представителя МСП приняли участие в четырех выставочно-ярмарочных мероприятиях. При этом, в частности, коллективный стенд от Архангельской области, предоставленный бизнесу для участия в выставке «Золотая осень», обошелся региональному бюджету в 538 тысяч рублей. Для участия в Маргаритинске-2017 и бесплатного размещения на торговых площадях было одобрено 25 из 36 заявок от субъектов МСП Архангельской области.







Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5