Беседовал Андрей МАРКОВ | 21.09.2020 10:40:29
Жители Архангельска, других городов и поселков области ежедневно сталкиваются с проблемами обслуживания домов. Со времен СССР, когда эти вопросы лежали на плечах ЖЭУ и ЖЭКов, до времен сегодняшних, когда у руля «продвинутые» управляющие кампании, качественных изменений к лучшему не произошло. Возможны ли они в сфере ЖКХ и кто должен меняться: мы или те, кто занимается нашим жильем? – об этом наш сегодняшний разговор с кандидатом экономических наук Юрием ШЕВЕЛЕВЫМ.
– Прошла первая встреча с журналистами избранного 13 сентября губернатора Архангельской области, но тема ЖКХ, традиционно волнующая каждого, к сожалению, не обсуждалась. Юрий Валерьянович, а что думаете вы по поводу этой третьей, дополнившей две известные беды России, проблеме?
– Беда у нас одна, по известной поговорке, она идет впереди, остальное – последствия. Проблемы ЖКХ не беда, а долгий и непростой переход каждого из нас в новое качество – к социальному статусу ответственного собственника. Те, кто вырос в деревенском или пригородном частном доме, и рожденные в многоквартирном «человейнике» – немного разные люди. На моей родине, в Сольвычегодске, горожане живут в основном в частных домах и жалоб на протечку крыши или отсутствие освещения у входа в администрацию не пишут. Частные дома почему-то со свай не сходят и в очереди на капремонт в областном фонде не стоят.
И не потому, что собственники частных домов живут богаче, просто у них иное отношение к своей собственности – разумное и ответственное. Сегодняшние проблемы ЖКХ уйдут после того, как формальные собственники квартир станут ответственными частными собственниками, научатся своей собственностью управлять, использовать ее и капитализировать. Новые проблемы, конечно, появятся, но существующие уйдут.
Процесс становления ответственного собственника может идти десятилетиями, если человек воспитывается на собственных ошибках, а может и 5-10 лет, если людей интенсивно и доказательно учить необходимым и правильным действиям, навыкам в отношениях со своей, общей долевой и сторонней собственностью, показывать все это на примерах. Там, где власть это делает, используя свой гигантский пропагандистский ресурс, проблем в ЖКХ значительно меньше. У нас, к сожалению, этого нет, поэтому нет и обсуждения на пресс-конференциях.
– Неужели проблема качества обслуживания домов управляющими компаниями исчезнет, если власть будет учить собственников квартир и перестанет «прессовать» нерадивые управляющие компании?
– Да, но власть должна сама понять причины плохого качества обслуживания домов. Это непросто. Власть привыкла командовать, администрировать, наказывать, но анализировать, делать выводы и исправлять ситуацию она не любит, потому что не умеет.
Управляющие компании работают уже пятнадцать лет. За это время качество обслуживания жилья особо не улучшилось. Власть не определила истинного места управляющих организаций в этом процессе, наделила управляющие компании не теми компетенциями, поэтому система плохо работает. УК не должна заниматься обслуживанием многоквартирного дома. Она должна управлять от имени собственников теми, кто на подряде у управляющей организации будет обслуживать дом.
То есть управляющая организация должна принять у собственников их общее долевое имущество, договориться о том, что, как и за какие деньги оно должно обслуживаться, нанять подрядчиков, контролировать их и расплачиваться с ними за качественно сделанную работу. Сегодня все не так. УК не является профессиональным агентом собственников по управлению обслуживанием их имущества, она стала подрядчиком услуг у неорганизованных собственников, вводить в заблуждение которых одно удовольствие.
Грамотно прописанного перечня общего долевого имущества в договорах управления нет, значит, нет и правильного бухгалтерского, экономического учета затрат на содержание и обслуживание конкретного дома. Это не дает рассчитывать себестоимость работ по дому, правильно определять цены и тарифы.
Отсутствие земельных участков у подавляющего большинства многоквартирных домов заставляет расходовать средства собственников на не предусмотренные договором и законодательством работы по содержанию тротуаров и проездов, детских и спортивных площадок. Рынка в экономике отрасли ЖКХ не состоялось, договор управления не стал определяющим документом в отношениях контрагентов. При подавляющей частной собственности на объекты управления, управление остается не рыночным, командно-административным, властным. Это и есть причина проблем в ЖКХ.
В общем, власть сначала должна понять, что в экономике отрасли ЖКХ полный бардак, потом начать исправлять его и одновременно учить собственников правильной, рыночной, договорной системе отношений при обслуживании их собственности. Тогда заработает договор управления и у власти отпадет надобность «прессовать управляйки».
– Не верится, что чиновники не понимают того, о чем вы сказали. А если понимают, почему не делают?
– Хотите верьте, хотите нет, однако на самом деле большинство этого не понимает. Но высшие руководители области должны либо «въезжать» в проблемы, либо уходить. Наш бывший губернатор ни разу о необходимости пересмотреть систему управления жилищным хозяйством не говорил. Возможно, новый губернатор тоже будет «не понимать», пока об этом не скажет президент – такая система, такие руководители.
Наше общественное движение «Мы здесь живем» будет пробовать «расшевелить» собственников и чиновников. Хорошо бы к этому присоединились партии и общественные организации. На самом деле все не так сложно. Есть такой экономический институт – стандарты предприятий. В рамках общественных усилий можно было бы разработать систему таких примерных стандартов предприятий в отрасли ЖКХ, определить набор требований к управляющим и другим организациям, работающим в этой отрасли. Соблюдение этих стандартов и было бы критерием для отбора собственниками организаций для управления их имуществом.
Но этого мало. Нужна долговременная и ответственная совместная работа власти, общества, хозяйствующих субъектов и даже правоохранительной системы по наладке, настройке управления в отрасли ЖКХ.
– Вы намекаете на коррумпированность властного управления отраслью?
– Не только. Например, сложилась практика административного наказания управляющих организаций за нарушения в обслуживании многоквартирных домов. В цепочке последовательных действий органов местного самоуправления, органов власти, мировых судей потерялся смысл административного взыскания. За перегоревшую на лестничной клетке лампочку можно назначить штраф в несколько десятков тысяч рублей, и его управляющая компания будет платить из средств собственников помещений, собираемых на содержание и ремонт общего имущества.
Управляющей компании легче «дать» немного тому, кто составляет акт или протокол, чем объясняться с собственниками, и это стимулирует коррупцию. А можно и не давать, заплатить штраф и не оказывать услуги – все равно учета затрат по дому нет. В обоих случаях наказание не повлияет на доход управляющей организации, а значит, будет бесполезным. Надо менять эту практику, всем вместе искать более удачные управленческие методики. Но я пока не видел таких форм работы у областной власти.
– Люди считают, что решение проблем в ЖКХ – задача местного самоуправления. Об этом часто говорит и государственная власть. Может, решать проблемы надо на муниципальном уровне?
– Сегодня, к сожалению, возвращается унитарная модель руководства «сверху – вниз», и ваш вопрос подчеркивает это. Уже сложилось, что у федералов виноваты региональные власти, а у областных властей – муниципальные чиновники. Это большая глупость! У каждого уровня управления должны быть свои компетенции и своя ответственность. И они не должны пересекаться.
Например, есть жилье в муниципальной собственности. Для управления этой, весьма специфичной собственностью необходим свой, муниципальный орган управления, занимающийся только повышением качества проживания в таком жилье. Тогда бы не стоял, к примеру, вопрос продажи здания бывшего бухгалтерского училища на улице Садовой в Архангельске: хороший 12-квартирный дом за 9 млн рублей был бы куплен городом и использован под расселение. Но такого органа нет, и «аварийки» будут расселять куда попало. Здесь не требуется государственного вмешательства – только муниципальное управление.
С другой стороны, в отрасли ЖКХ исчезли органы управления, занимающиеся учетом технического состояния жилья. Ранее работавшие в этой сфере государственные бюро технической инвентаризации «застряли» между государством и муниципалитетами и тихо угасают. Поэтому нет информации о техническом состоянии домов и они стали «неожиданно» сходить со свай. Восстановление БТИ – задача государственных областных органов, потому что дома находятся в разной собственности и ведении, муниципалы здесь не справятся. Но эта задача тоже не решается – по причине первой российской беды.
– И что же, на ваш взгляд, будет с ЖКХ дальше?
– Намного лучше не будет. За шесть с небольшим месяцев работы нового губернатора областной долг увеличился более чем на семь миллиардов рублей. Похоже, что набранные темпы сохранятся.
В России государственный долг будут поднимать до 20% ВВП – об этом сказано при рассмотрении проекта бюджета РФ на 2021 год, а за 2020-й денежная масса в стране уже возросла за счет эмиссии с 48 до 53 триллионов рублей. Рост эмиссии на этом не остановится, поскольку дефицит федерального бюджета растет. Значит, поползет вверх инфляция. Дефицит бюджета и инфляция всегда приводят к сокращению федеральных субвенций, субсидий, дотаций и бюджетных кредитов.
У меня большое сомнение, что обещанные 22 миллиарда рублей на ЖКХ, дороги и социальную сферу придут к 2025 году из Москвы в дополнение к ранее обозначенным в федеральном бюджете суммам. Но говорить на эти темы пока не с кем, новое правительство области еще не сформировано, да и в Архангельске грядет смена главы. Будем ждать, померзнем – не привыкать. И будем жить привычной надеждой, что управление социально-экономической работой в нашей области дорастет до необходимого качества.