ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Вторник, 16 апреля, 2024 19:31

Денис Бугаев: «С жалобами у нас все в порядке»


Беседовал Григорий ДИТЯТЕВ. Фото Алексея Липницкого | 30.07.2016 00:02:20
Денис Бугаев: «С жалобами у нас все в порядке»

Встреча с руководителем регионального Управления Федеральной антимонопольной службы Денисом БУГАЕВЫМ была связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, в октябре подразделение отметит 25-летний юбилей. И во-вторых, на федеральном уровне уточнились задачи службы: в полномочиях антимонопольного ведомства остаются только крупные дела. Число поступивших жалоб и количество возбужденных дел заметно снизилось. С чем и как теперь стоит обращаться гражданам в Архангельское УФАС — мы и решили разобраться.


- Денис Васильевич, количество жалоб на монополистов снизилось. 57 обращений за полугодие – это много или мало?

- Конечно же, это очень мало. В предыдущие периоды жалоб было гораздо больше, за 2015 год - 200, за 2014 год - 300. Такое снижение показателя связано с тем, что с 2016-го мы больше не рассматриваем жалобы граждан (физических лиц) на нарушения монополистов.

- А как обстоят дела с жалобами в сфере государственного заказа?

- С этим у нас «все в порядке»: в УФАС на нарушения Федерального закона «О контрактной системе» жалуются часто. Для относительно небольшого региона жалоб довольно-таки много – 215, и ведь это только за первое полугодие. По Северо-Западу мы одни из «лидеров», не считая, конечно, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Здесь, во-первых, важно то, что лишь очень небольшой процент жалоб действительно обоснован. По большей части они пустые, надуманные, не подтверждаются, тогда как их обработка занимает много времени. А во-вторых, они вызывают большое сомнение по существу. Значительную их часть пишут «профессиональные» жалобщики, чьи права результатами торгов никак не ущемляются. Пока мы ограничены законом. Закон не предусматривает отсечение таких «профессионалов», а потому они пишут и пишут... Одна такая «писучая» компания из Башкирии, как нам стало известно, предлагает заинтересованной стороне отзывать свои жалобы за деньги. И ею сегодня заинтересовалось ФСБ.

Есть добросовестные жалобщики, которые стараются защитить свои интересы, а есть те, кто злоупотребляет своими правами, те, кто сделал написание жалоб каждодневным делом, а то и средством заработка. Мы призываем лишь к одному – не пытаться делать деньги на процессе торгов.

- И в то же время вы предлагаете гражданам активнее выявлять нарушения в области рекламы — в СМИ и наружной.

- Видите ли, мы физически не имеем возможности просматривать все СМИ или билборды, отслеживая нарушения закона «О рекламе». Потому-то здесь мы и планируем опираться на жалобы населения, с тем чтобы было больше материала, становилось шире поле для деятельности.

- Давайте поговорим о наболевшем: о ценах в наших продуктовых магазинах. Вы как гражданин России считаете нормальным ситуацию непрерывного роста стоимости продуктов питания в условиях, когда зарплаты и пенсии практически не увеличиваются, а то и снижаются?

- А давайте руководствоваться законом – интересно узнать, что, по вашему мнению, здесь нарушено? Возьмите статью 8 «Закона о торговле»: нет никаких препятствий для того, чтобы устанавливать цены на товар! Магазины определяют их самостоятельно. Размер торговой наценки ничем не ограничен. Собственник может увеличить цену и на 100%, и на 200%, и на 1000% - это его право.

- Однако в европейских супермаркетах продукты зачастую стоят дешевле, чем в России, не говоря уже о том, что зарплаты значительно выше. Просто потому, что во многих странах существует четкое ограничение на торговую наценку.

- По общему правилу, на социально значимые продукты наценка неформально ограничена 10-15%. Органы власти на местах теми или иными путями этого добиваются. Большие магазины такие договоренности, как правило, выдерживают. Небольшим труднее, и они их нарушают. Но если цены повышают их поставщики? А поставщики ссылаются на рост цен у своих поставщиков и так далее...

- А наше областное Собрание депутатов может принять закон об ограничении торговой маржи хотя бы на социально значимые товары? А то обещал Дмитрий Медведев еще в 2015 году ввести продуктовые талоны для малообеспеченных категорий населения, но воз и ныне там.

- Только через Государственную Думу. Еще два года назад была такая инициатива от одной из оппозиционных партий: о внесении изменений в статью 8 «Закона о торговле» в части введения ограничения на наценку в размере 15% на социально значимые продукты. Однако, насколько я знаю, закон так и не был принят.

- В ближайшее время у нас на что-нибудь цены повысятся, нет ли у вас такой информации?

- С 7 августа ЗАОр НП «Архангельскхлеб» поднимает цены на свою продукцию на 5%. Это стало уже своего рода традицией. Мы передадим информацию в агентство по тарифам и ценам Архангельской области для проверки обоснованности роста стоимости хлебобулочной продукции, так как в вопросах проверки ценообразования у них гораздо больше опыта и знаний. В 2009 году мы пытались оштрафовать «Архангельскхлеб» за повышение цены на 5% из-за повышения предприятием уровня рентабельности на целых 35%, но тогда суд встал на сторону предприятия.

- А как обстоят дела с торговлей таким товаром, как бензин?

- Здесь у региона имеется своя специфика. У нас всего три крупных поставщика бензина – «Роснефть», «Лукойл» и «Татнефть», причем преобладает «Роснефть». И даже если остальные компании будут необоснованно завышать цену, признать их злоупотребляющими своим доминирующим положением, т. е. нарушающими закон «О защите конкуренции», нельзя, так как они не монополисты. А у «Роснефти» цена всегда ниже…

- Денис Васильевич, что происходит с полисами ОСАГО? Говорят, люди с ночи занимают очередь, чтобы его получить.

- В прошлом году мы оштрафовали на 9 млн рублей нарушителя, отказывающего в оформлении ОСАГО или связывающего его с другими видами страхования. Свою правоту управление доказало в суде, и в итоге штраф был уплачен. В этом году Архангельское УФАС вновь оштрафовало компанию-нарушителя — уже на 10 млн рублей. Теперь нам снова предстоит долгая и нудная судебная тяжба. Мы, конечно же, надеемся на победу.

В 2014 году управление пыталось доказать в суде факт сговора шести страховых компаний, но безуспешно. Дело в том, что вывод о сговоре был сделан на основании косвенных улик, которые суд расценил как неубедительные.

- С жалобами по этому вопросу обращаться к вам?

- Проверка действий страховых компаний, помимо УФАС, подведомственна органам прокуратуры, Роспотребнадзора и Центробанка. К ним тоже можно обращаться. Что касается нас, то сложность в том, что жалобы от граждан теперь мы не принимаем. Было бы очень даже неплохо, если бы с заявлением о нарушении обращались правоохранительные органы, органы власти или депутаты с обязательным указанием и обоснованием того, что нарушение допущено в отношении неограниченного круга лиц.

- Как вы оцениваете последние законодательные нововведения по борьбе с нелегалами-автоперевозчиками? Они помогут навести порядок?

- Прежде всего стоит уточнить понятия. Легальный перевозчик – тот, кто получил маршрут законным путем, по результатам конкурса. Проблема сегодня в том, что легальный перевозчик может в свою очередь нарушать закон и использовать чужие маршруты. Мы уже сталкивались с такими ситуациями. Это какой-то клубок проблем, который очень трудно распутать.

В СМИ прозвучала информация о том, что будут заключаться договоры субаренды с легальным перевозчиком, но это вопрос скользкий – а есть ли такая возможность по договору аренды с победителем конкурса? Если нет такого основания, если она не прописана в договоре, то как он может присоединиться? Тогда могут возникнуть претензии и со стороны прокуратуры, и со стороны Архангельского УФАС.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей