ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

Дайте карты в руки!


Анна БЕЛЯЕВА | 16.04.2010 05:55:55

Архангельская область осенью 2010 года может столкнуться с социальным взрывом. По мнению экспертов, главная предпосылка этого – рост безработицы из-за сокращения работников предприятий различных отраслей. Однако возможность предотвратить обострение социальной обстановки есть. Специалисты считают, что одним из вариантов может стать поддержка бизнесом и властью малообеспеченных слоев населения с помощью социальных карт.

 

Никто не спорит с тем, что, несмотря на общий экономический подъем, основной проблемой в 2010 году станет безработица. Об этом говорится на самом высоком уровне. И нет оснований полагать, что Архангельская область станет исключением среди других, особенно более благополучных, регионов страны.

Когда крыть нечем…

Региональное агентство по труду и занятости населения прогнозирует, что в текущем году службы занятости могут признать безработными 39 тысяч человек. А 11 тысяч человек могут быть сокращены с предприятий разных отраслей. Только на Северной железной дороге готовятся уволить 1300 работников, из воинских частей может быть высвобождено порядка 700 человек, а в отрасли здравоохранения – 500.
Чем бы ни были вызваны планирующиеся сокращения – модернизацией производства или сложным финансовым положением предприятий, – ситуация может достичь критической точки. Да, в области действует программа мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Однако опыт 2009 года показал, что она решает далеко не все проблемы.
К тому же на рост безработицы может наложиться удорожание продуктов. По данным Росстата, только за первые три месяца текущего года повышение цен на минимальный набор продуктов питания обогнал рост инфляции. Не стоит сбрасывать со счета и рост тарифов: продекларированное снижение платы за отопление на 3% оказалось декларацией о намерениях, а опыт «заморозки» уже доказал свою неэффективность.
Следовательно, на позиции «слабого звена» могут оказаться не только безработные, но и другие наиболее уязвимые слои населения: малоимущие, многодетные семьи, пенсионеры.
Таким образом, в первую очередь властям необходимо рассматривать все возможные варианты поддержки населения. В том числе, с привлечением бизнеса.

Карточный опыт

Во многих регионах для поддержки самых незащищенных слоев населения открыты так называемые социальные магазины. Как правило, снижения цен на товары там добиваются за счет «изъятия» самого дорогого «накруточного» звена – посредников. Так что низкие цены здесь не означают «низкое качество»: продукция та же, что и в большинстве обычных супермаркетов, но дешевле. Просто прибыль не попадает в лишний карман.
В Барнауле, например, социальные магазины заключают договоры напрямую с производителями продуктов. Но там, как и во многих других городах, «гарантом» деятельности социальных магазинов выступает власть. Она же и оказывает предпринимателям поддержку в обмен на возможность продажи недорогих продуктов.
А в Архангельске, например, социальный магазин, реализующий мясопродукты, открылся без поддержки местной администрации (его создал фермер Нусрат Гулиев). И его опыт показал, что бизнес может эффективно справляться с задачей социальной поддержки населения. А как иначе назвать реализацию высококачественных продуктов по доступным для всех ценам?
Большая, если не главная роль отводится бизнесу и в таких проектах, как социальные карты. Они успели получить широкое распространение во многих регионах. Примечательно, что некоторые города обратились к этой идее именно в кризис.
Так, в Пятигорске для владельцев социальных пластиковых карт установлена система скидок в более чем 10 магазинах, аптеках, парикмахерских, столовых. В Петрозаводске владельцы магазинов сами определили перечень продуктов и товаров повседневного спроса, на которые предоставляется скидка. По сниженным ценам в столице Карелии некоторые категории граждан покупают и лекарства. А в Шадринске (Курганская область) проект социальных карт начался со специального магазина городского потребительского общества и одной из частных аптек, но муниципалитет сразу заявил о том, что к акции будут привлекать новых участников.
Кстати, интересный момент: в основном пользователи социальных карт - участники и ветераны ВОВ, инвалиды, многодетные. Но иногда в список имеющих право на скидки включают и состоящих на учете в центрах занятости горожан. Такой опыт есть. В частности, у Шадринска. А в Орле дисконтные карты на продукты питания для безработных действуют в крупной торговой сети, которую кризис заставил отказаться от аналогичных карт для постоянных клиентов.

Выгодно всем

Впрочем, и в Архангельской области за хорошим примером ходить далеко не надо. В Северодвинске уже два года действует проект «Социальная карта северодвинца». Ими могут пользоваться пенсионеры, чей доход менее семи тысяч рублей (прежде – пяти), труженики тыла, ветераны ВОВ, семьи с детьми-инвалидами и ряд других категорий граждан. В проект вовлечены более 80 продовольственных и промтоварных магазинов, аптеки, химчистки, парикмахерские. Везде предъявителю карты дают скидку в 5-10%.
Сейчас практикой Северодвинска заинтересовались и в Новодвинске. Но многие эксперты считают, что  опыт, позволяющий облегчить жизнь малоимущих, должен использоваться гораздо шире.
По мнению предпринимателя Нусрата ГУЛИЕВА, в продовольственных магазинах можно определить перечень наиболее важных продуктов (мясо, молоко, хлеб и так далее) и предоставлять по ним скидки. Только продукты, никакого алкоголя!
Как считает председатель региональной Архангельской торговой ассоциации Владимир ЛЮБОВ, главное, чего следует добиваться, оказывая населению поддержку, – ее адресности. С этим трудно поспорить: социальная политика, в том числе в Архангельской области, часто теряет эффективность из-за «размытости аудитории». Поэтому трудно определить, оказалась ли та или иная мера для когоу-либо полезной. А социальные карты как раз помогают оказать конкретную помощь конкретному «льготнику».
В разговоре с корреспондентом «БК» некоторые эксперты отметили, что в Архангельске многие торговые сети и так предоставляют скидки по собственным или клубным  дисконтным картам. Таким образом, необходимости в дополнительных картах нет.
Однако другие эксперты возражают: делая временную распродажу по отдельным товарам, магазины как правило взвинчивают цены на другие и тем самым компенсируют возможный убыток. Поэтому карты не будут лишними. И бизнес, уверены эксперты, откликнется на эти инициативы.
«В периоды экономического кризиса, как показала практика, «уничтожается» средний класс. Кто-то становится более богатым. А кто-то беднеет. Таким образом, размывается прослойка тех, кто не зарабатывает миллионы, но крепко стоит на ногах. Поэтому сейчас горожанам как никогда нужна поддержка, - говорит Нусрат Гулиев. – Например, я - небогатый бизнесмен, у меня на данный момент только один магазин. И тем не менее, это позволяет мне не только продавать продукты по доступным для каждого ценам, но и предоставлять скидку 10% для ветеранов, пенсионеров и многодетных, - говорит Нусрат Гулиев. – А для крупного бизнеса скидка для определенных категорий граждан – капля в море».
Эту позицию поддерживают и другие представители предпринимательского сообщества. Так, по мнению директора компании «Формула чистоты» (услуги химчистки) Виктора КОЛОСОВА, когда он подключился к северодвинскому проекту, сыграли роль два мотива: увеличить клиентуру (ведь покупательная способность населения падает, и скидки здесь как нельзя кстати) и, конечно, желание помочь людям, сделав услуги более доступными.
«В проекте социальных карт мы участвуем почти два года. Мой опыт позволяет говорить, что этот проект надо распространять и на другие города области. Я уверен, бизнес не откажется от участия в нем», - уверен предприниматель.
Опыт других регионов показывает: получает бизнес в обмен на скидки преференции или нет, но организующая роль должна принадлежать властям. По мнению Нусрата Гулиева, лучшей площадкой стало бы областное правительство, а именно – с инициативой целесообразней всего выступить губернатору, а затем изучить опыт других регионов и Северодвинска и реализовать проект в Архангельске.
«Бизнес и власть должны нести социальную ответственность вместе», - резюмирует Гулиев.

Фото: www.s0.kanalukraina.tv





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5