ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

Бизнес в условиях пандемии: мнения предпринимателей Архангельской области


Подготовили Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА, Илья ЛЕОНЮК. Фото https://ru.depositphotos.com/ | 03.04.2020 14:20:58
Бизнес в условиях пандемии: мнения предпринимателей Архангельской области

Как сегодня работает ваш бизнес? Какие шаги уже пришлось предпринять? Каковы ваши прогнозы на будущее? Чем может и должно помочь государство? «Бизнес-класс» продолжает публиковать мнения предпринимателей Архангельской области о ситуации, сложившейся в связи с распространением коронавирусной инфекции и новыми ограничениями. 


Александр ЮХНОВСКИЙ  (доставка блюд японской кухни SUSHiLKA): 

-  Сегодня бизнес по доставке еды СМИ и некоторые аналитики записали чуть ли не в главные бенефициары сложившейся ситуации, после продавцов антисептиков и масок. Но те, кто работает в нашей нише, знают, что есть устойчивый баланс спроса и предложения, постоянные клиенты, налаженные системы лояльности и так далее. А теперь представьте: на рынок доставки еды вышло сразу 20 новых игроков, одномоментно. Это и произошло в прошлые выходные, и привычных цифр выручки не увидел никто. 

alezandr_uhnovski.jpgСейчас у нас очень большая конкуренция, это факт. Заказов больше не стало, и мы, общаясь с коллегами, понимаем, что чем дольше продлится изоляция, тем заказов будет меньше. Люди сидят дома, к сожалению, не все с сохранением заработной платы. Еда на вынос - это не дешево. Что мешает приготовить самостоятельно? Ничего. Мы уже видим, как клиенты начинают экономить, у нас падает средний чек и продолжит падать. Впереди неизвестность, а это самое пугающее и для бизнеса, и для клиентов. Кроме того, поставщики уже начинают поднимать цены.

Резервы у государства всегда были и есть. Предприниматели, пожалуй, впервые так массово обратились за помощью, потому что ситуация фактически на грани краха. Нужна адресная и понятная поддержка, с четкими механизмами: по налогам, аренде, ЖКХ, кредитам, а не расплывчатые формулировки об отсрочках и слова поддержки. Для этого требуется не так много средств — мы не банки, в которые вкачивали миллиарды, а они все равно разорились. Так не будет. Каждый из нас заинтересован в том, чтобы выжить. Если взять все статьи расходов любого предпринимателя и государство поучаствует так, чтобы каждую из них снизить от 30 до 50%, это будет действенная мера.

Оксана ШЕЛУТКОВА (розничная торговля тайской косметикой; «Северное кадровое агентство»):  

ol_shelutkova.jpg- Наблюдая за тем, что происходит вокруг, являясь частью малого (даже микро) бизнеса, который у многих просто разваливается, общаясь с другими такими же предпринимателями, а в качестве директора кадрового агентства еще и с соискателями на вакантные должности, хочу процитировать одного бизнесмена. Не присваивая слов себе, выделяю в цитату, с которой полностью согласна:

«Все мы свидетели кризиса, который войдет в учебники истории большинства стран, международных отношений, экономики и прочие. За последние три недели каждый из нас стал беднее как минимум на 20%. Впереди — череда банкротств, увольнений и безработица. Выживут сильнейшие, самые трудолюбивые и... некредитованные. Государство никак не поддержало бизнес. Каждый третий вот-вот упадет на колени, и сотрудники обанкротившихся компаний падут вместе с руководителем, останутся не у дел для всех остальных. Вы все в одной лодке! И вашим руководителям как никогда нужны помощь и поддержка, чтобы их руки потом вытянули всех вас! Если вы можете работать из дома, то сейчас как никогда нужно отдаться работе! Редкие люди не понимают величины нынешней экономической проблемы. Необходимо прийти к начальнику и сказать: «Я боюсь за НАШУ компанию! Я хочу помогать! Я готов работать, пусть даже удаленно!» У толкового руководителя всегда есть подстраховка. Он из любой ямы выберется. Но за собой вытащит только ПОДДЕРЖАВШИХ!»

Такие, как я, совсем маленькие предприниматели, сейчас пашут больше прежнего. По направлению тайской косметики, ввиду закрытия ТЦ с нашими розничными точками, я сама села за руль и поехала по клиентам на доставку, соблюдая все необходимые меры: с собой многоразовая маска, у которой меняются вкладыши, перчатки, антибактериальные салфетки, хлоргексидин, которым протираю руль, - хотя бы так. Я за грузчика, товароведа, бухгалтера первичной документации, курьера, менеджера-консультанта. Ситуация немного упрощена тем, что мы имеем право торговать, - в нашем ассортименте есть товары первой необходимости:  зубные пасты, щетки, мыло. Я вожу с собой в машине полный комплект документов по ИП, сертификаты, подтверждающие документы от поставщиков, где я взяла товар, бумагу на фирменном бланке от своего же ИП о том, что я курьер с товарами первой необходимости - все на случай остановки и проверки. Я всегда была трудоголиком, а сейчас пуще прежнего. Не боюсь и не чураюсь никакой работы. Верю в лучшее, самостоятельно прилагая к этому усилия. Да, мы провалились в пропасть, но ведь не в бездну! «Не важно, в какую ситуацию вы попали, только вы решаете, как она повлияет на вас». Причем решают и предприниматели, и сотрудники! 

Сергей ПЯТОВСКИЙ (франшиза «Додо-Пицца» в Вельске и Мирном, развлекательный центр «Динозаврия», магазин строительных материалов в Вельске):

pyatovsky_sergey_dodo.jpg- Магазин строительных материалов и «Динозаврию», конечно, пришлось закрыть. Работники дома, с сохранением заработной платы. Прогнозы сейчас делать сложно, а гадать на кофейной гуще не хочется. Находимся в режиме ожидания.

Что касается «Додо-пиццы», у нас в сети очень серьезная взаимная внутренняя поддержка: она всегда была, а сейчас особенно. В этом отношении полегче. Кроме того, собственник помещения в Мирном на 50% сократил для нас арендные платежи — пошел навстречу в сложной ситуации. Помещение в Вельске у нас на стадии выкупа.

Зал в пиццерии закрыт, работаем на доставку еды. Расширяем ассортимент — включаем супы, каши, чтобы люди могли заказывать полные завтраки и обеды. Уменьшили стоимость минимального заказа, комбинированных предложений. Курьеры ездят с индивидуальными средствами защиты, и какой-либо тревоги со стороны покупателей мы не наблюдаем. Количество курьеров наращивать не пришлось: объемы по доставке даже упали примерно на 20-30%. Количество работников на кухне сократилось с четырех до двух, без зала справляются. Дело в том, что, в отличие от крупных городов, у нас жители в основном готовят дома, а в кафе и рестораны ходят за атмосферой - посидеть. А сейчас все закупились продуктами и почти никуда не выходят. Хотя не сказал бы, что в Вельске царит паника или что-то подобное: просто все ждут, как будет развиваться ситуация.

Александр НАЗАРЕНКО (управляющий партнер ресторана-клуба «Паратов»):

nazarenko_alexander.jpg- Сейчас, как и все заведения общепита в Архангельске, мы работаем только на доставку еды. В структуре выручки конкретно моего предприятия в обычное время доля доставки - 2-5%. По моим прогнозам, в этот период она не вырастет. Возможно, прибавим по этому направлению 2-3%, но не больше. Причин, в общем-то, две. Во-первых, предложение начинает значительно превышать спрос. Во-вторых, сам спрос, естественно, будет падать, потому что люди, находясь в ситуации неопределенности, будут экономить деньги в пользу покупки продуктов, выплат по кредитам и т.д. 

Свои обязательства перед работниками мы выполняем. Сейчас в ежедневном режиме работают четыре человека, тогда как обычно на смене было десять. Ситуация меняется каждый день. Лично у меня сейчас горизонт планирования — не более 6 часов. Живем исходя из тех указов, которые к нам адресуются правительством области.

Как индивидуальный предприниматель я направил несколько запросов в ряд инстанций. Один из ключевых вопросов у меня такой. Отсрочку по налогам, в частности, по налогу на доходы (я работаю по УСН), дадут только тем предпринимателям или организациям, чей бизнес относится к отраслям, входящим в перечень наиболее пострадавших. Причем этот вид деятельности должен быть заявлен предпринимателем как основной. У меня, к примеру, порядка 20 видов деятельности по ОКВЭД, и основной не связан с общепитом, хотя именно общепит на данный момент дает мне основной доход. В такой логике я не имею право на отсрочку. По моему убеждению, это не совсем правильный подход. При определении главного вида деятельности предпринимателя нужно смотреть прежде всего на структуру его договоров с контрагентами.

В целом же я считаю, что после шести месяцев отсрочки по налогам и взносам для предпринимателей должен последовать период рассрочки — допустим, также на шесть месяцев, чтобы выплачивать задолженность не единовременно.

Кроме того, предпринимателям необходимы кредиты под 0%, сроком, скажем, на год — для  того, чтобы закрыть все обязательства по заработной плате сотрудникам. И третий момент -  отсрочка по платежам за электро- и водоснабжение, другие услуги ЖКХ. 






Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5