ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

100 дней бизнес-омбудсмена: иметь своё дело – получать азарт от жизни


Беседовал Григорий ДИТЯТЕВ. Фото Алексея Липницкого | 18.08.2017 19:56:34
100 дней бизнес-омбудсмена: иметь своё дело – получать азарт от жизни

Новую встречу с бизнес-омбудсменом Иваном КУЛЯВЦЕВЫМ мы решили приурочить к «круглой» дате: прошло 100 дней с момента его назначения на эту должность. Разговор, изначально посвященный проблемам предпринимательства, постепенно перешел в плоскость обсуждения значения института частной собственности в жизни общества.


– Иван Святославович, такая дата обычно требует определенной отчетности. Сколько жалоб рассмотрели, каков результат?

– Готов отчитаться. Официально за время моей работы в должности уполномоченного поступило 19 письменных жалоб, четыре заявления, три предложения по работе, восемь устных обращений. Проведено 14 личных приемов, три согласительных комиссии. Неофициальных встреч с предпринимателями, вопросов и обращений, конечно, больше. Выезжал в командировки по области, а также в Москву, Ярославль, Уфу – изучал опыт коллег. Очень много новых впечатлений и идей. Стараюсь в них не утонуть, быть ближе к насущным проблемам бизнеса.

– А помните, как вы провели свой первый день на посту омбудсмена?

– В деталях. В первый же день ко мне обратилась предприниматель из Пинежского района Оксана Булыгина – по вопросу взыскания региональным министерством экономического развития в судебном порядке задолженности по договору о предоставлении субсидии. Обсудив ситуацию с юристами, мы разработали план действий, составили плотный график встреч. В результате права предпринимателя удалось защитить, бизнес сохранен. Это была первая, но уже не единственная победа.

Мне понравился насыщенный темп работы, возможность напрямую общаться с представителями власти всех уровней и доносить позицию бизнеса по актуальным вопросам, защищать права коллег.

– А часто вы располагаете соответствующими возможностями вот так сразу кому-то реально помочь?

– У бизнес-уполномоченного за одним столом собираются и предприниматели, и представители власти, контрольно-надзорных органов. И мы договариваемся о каком-то компромиссе в решении конкретных проблем. Кроме того, омбудсмен обладает специальными полномочиями. Среди них: досудебное урегулирование споров с органами власти, участие в судебных заседаниях, посещение предпринимателей в местах заключения, а также участие в проверках на стороне бизнеса. Об этой стороне деятельности омбудсменов не раз говорил Президент России Владимир Путин.

Работает механизм публичных слушаний – он рассчитан на реализуемую в нашей стране реформу контрольно-надзорной деятельности. Смысл реформы в том, чтобы уйти от количественных показателей: частоты проверок, суммы выписанных штрафов. Эти критерии, мягко говоря, не вызывают одобрения у бизнес-сообщества. Перед уполномоченными ставится задача – стараться минимизировать ущерб, который наносят как незаконные действия предпринимателей, так и деятельность контрольно-надзорных органов. Задача реформы – снижение административной нагрузки на бизнес. Для этого и используются публичные слушания: раз в квартал собираем предпринимателей, проверяющих – даем обеим сторонам возможность высказать свои замечания, решить что-то на месте. И результат есть – количество проверок объективно сокращается.

– Всегда ли это хорошо, Иван Святославович? Не приведет ли это к снижению качества услуг, производимых товаров?

– Во-первых, механизм проведения проверок по заявлению гражданина никто не отменял. Кроме того, конкурентная среда не дает расслабиться: предприниматель, который заинтересован в развитии своего дела, всегда будет думать о качестве товара и услуг. Во-вторых, государственная политика снижения административного давления на бизнес заставляет контрольные органы более вдумчиво относиться к проверкам. К примеру, в МЧС классифицировали все предприятия региона на шесть категорий: представляющих наибольшую опасность в случае чрезвычайных ситуаций и минимально опасных. Понятно, что, к примеру, Архангельская ТЭЦ и булочная с точки зрения важности обеспечения безопасности совершенно разные объекты. Так какой смысл их проверять одинаково часто? Хотя полностью, наверное, все же нельзя гарантировать, что в условиях сокращения проверок никто не расслабляется…

– А вы работаете с потребителями, клиентами? К вам можно прийти пожаловаться, например, на «ненавязчивый» сервис?

– Конечно, я возьму такой сигнал на заметку. А гражданину объясню, как ему лучше защитить свои права, к кому обратиться. Думаю, что с покупателем всегда надо договариваться, общаться. Но, с другой стороны, наблюдается у нас и потребительский экстремизм, когда покупатели, зачастую с юридическим образованием, пытаются заработать на искусственно созданной проблеме. Должно пройти время... Нашей новой экономической формации чуть больше четверти века. Касается это и системы, культуры потребления товаров и услуг. А эти механизмы отлаживаются даже не годами – десятилетиями.

– С представителями общества защиты прав потребителей вы встречались?

– Поводов не было. Но встречусь, конечно. Я сам имею большой опыт предпринимательства и отлично знаю, что плохой товар при хорошей рекламе можно продать лишь один раз...

– Как, на ваш взгляд, сегодня обстоят дела у малого бизнеса в лесной сфере? Проблемы с получением лесфонда решаются?

– Говорить о том, что они позади, конечно, рано. Но я встречался с главой профильного министерства регионального правительства, представителями комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу в областном Собрании, общался с чиновниками и предпринимателями в Вельском, Устьянском районах и могу сделать вывод: механизм решения проблемы найден. Работают согласительные комиссии, которые занимаются вопросами выделения лесосек. В Устьянском районе есть даже две новые площадки: созданы советы по развитию лесного предпринимательства и по лесному хозяйству. В то же время речь идет о том, что необходимо создавать инвестиционные проекты и прежде всего финансировать их.

– Молодежь сегодня не очень-то настроена идти в бизнес…

– Я бы не стал утверждать так однозначно. Но у нас действительно далеко не все понимают значение частного предпринимательства для общества! А оно необходимо, оно играет колоссальную социальную роль! Иметь свое дело, идею – значит получать азарт от жизни, чувствовать к ней глубокий интерес. Это отличная возможность самоутвердиться, научиться чему-то полезному, реализовать себя. Думаю, об этом нам надо больше говорить, писать. Реабилитация частной собственности в нашей стране произошла не просто так, не случайно. За прошедшие четверть века мы на многое стали смотреть другими глазами. Потому и нужен институт уполномоченного по правам предпринимателей в России – отстаивать интересы бизнеса, доказывать его необходимость, полезность. Обратите внимание: задача, которую президент Владимир Путин ставит перед надзорно-контрольными органами, – найти эффективные пути контроля с позиции здравого смысла. Понимаете? Благодаря малому бизнесу, институту предпринимательства в целом вся государственная махина выстраивается под осязаемый, понятный, «земной» результат. При такой установке и мотивация чиновников становится более здоровой, а результаты их работы максимально приближаются к требованиям реальности.

– Но как составить тот же бизнес-план в Архангельске? У нас же, к примеру, даже нормальной статистики нет!

– Я стал предпринимателем еще в 2001 году и с уверенностью могу сказать: главное – желание. Да и помогут: у нас в регионе работают различные институты поддержки предпринимательства. Бизнес-план – это инструмент реализации идеи и не более. Не стоит преувеличивать его значение. Надо иметь конкретные и благие цели – вот что важно! И верить в возможность самореализации – без этого никак нельзя.






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5