На правах рекламы | 07.11.2013 02:18:10
Банк «Петрокоммерц» - один из лидеров рынка в области обслуживания корпоративных клиентов. О том, как Архангельский филиал банка работает в этом сегменте финансовых услуг, рассказала его управляющая Вера ЛЫЧЁВА.
- Вера Альбертовна, существует мнение, что банки сворачивают корпоративное кредитование, отдавая предпочтение развитию розничного сегмента; это утверждение справедливо для банка «Петрокоммерц»?
- Кредитование корпоративных клиентов продолжает занимать крупнейшую долю в структуре бизнеса банка «Петрокоммерц». Другой вопрос, что с каждым днем в этом сегменте коммерческим банкам становится все тяжелее конкурировать с государственными кредитно-финансовыми организациями в ценовом отношении. Поэтому нам приходится, с одной стороны, развивать относительно новые для банка направления - кредитование малого и среднего бизнеса, а также розничный блок, где мы можем конкурировать. С другой - постоянно работать над повышением уровня сервиса и совершенствованием комплекса дополнительных некредитных продуктов для юридических лиц, которые могут приносить дополнительный доход банку и одновременно служить показателем качества обслуживания.
Иными словами, клиент понимает, что наши продукты, может, где-то и чуть дороже, но работать с нами ему будет проще, быстрее и удобнее.
- Под повышением качества обслуживания вы понимаете развитие технологий?
- В том числе и развитие технологичных сервисов, без которых конкурировать с другими игроками рынка практически невозможно. По сути, все банковские продукты давно известны. Придумать что-то новое сложно, поэтому сегодня все банки заняты поиском способов упрощения этих продуктов с использованием IT-технологий.
Хороший пример - осуществление безналичных срочных платежей через систему БЭСП (Банковские Электронные Срочные Платежи), которая позволяет обеспечивать перемещение средств между банками, входящими в систему, в режиме онлайн. БЭСП является централизованной на федеральном уровне системой Центробанка.
Банк «Петрокоммерц» подключился и прошел проверку на работу в системе одним из первых. Но, как я уже сказала, не только технологичные продукты сегодня являются конкурентным преимуществом на рынке. Клиенту важно получить своевременный и грамотный финансовый консалтинг, учитывающий особенности его бизнеса: умение четко оценить потребности бизнеса и своевременно найти решение также имеет значение для клиента при выборе банка-партнера.
- Значит, на базе стандартных продуктов банк предлагает какие-то особенные условия?
- Совершенно верно. У нас в банке представлены все наиболее востребованные продукты: кредиты залоговые и беззалоговые, в зависимости от финансового состояния клиента и его целей, все виды гарантий и аккредитивов, факторинг, лизинг - т. е. абсолютно полная линейка, включая, к примеру, так называемые казначейские сделки, когда кредитные и депозитные сделки заключаются банком с клиентами в рамках генеральных соглашений на условиях, близких к межбанку.
Но чем мы действительно интересны, так это тем, что работаем с разными сегментами клиентов на индивидуальных условиях. В банке существуют различные тарифные планы и пакетные предложения для клиентов, возможность использования которых напрямую зависит от его индивидуальных характеристик и потребностей, включая отраслевую специфику. То есть к нам приходит клиент, и мы, проведя предварительную оценку его
бизнеса, можем предложить комплекс услуг с учетом возможных скидок и льгот, включенных в стоимость обслуживания.
- Вы можете привести пример такого пакета?
- К примеру, для субъектов внешнеэкономической деятельности пакет будет включать в себя обслуживание экспортно-импортных операций, валютный контроль, конверсионные операции и т. д. Если это торговое предприятие, мы понимаем, что для него важен эквайринг, инкассация, прием и пересчет денежной наличности, выдача наличных денежных средств и т. д. Мы, соответственно, производим определенную группировку услуг по интересным для клиента статьям тарифного классификатора, делаем скидки при соответствии клиента установленным критериям и включаем их в один из стандартных тарифных планов. Таким образом, получаем индивидуальное предложение для конкретного клиента.
- Что еще может входить в такой пакет?
- Сейчас мы интегрируем, адаптируем к пакетным предложениям корпоративные карты. Многие предприятия уже задумываются о том, чтобы использовать корпоративную карту для отдельных видов расчетов, командировочных или представительских расходов например. С корпоративной карты также может закупаться в небольших объемах канцелярская продукция или горюче-смазочные материалы и т. д.
- Вы упомянули факторинг в качестве одного из основных продуктов в кредитной линейке. Высока ли конкуренция на рынке факторинга и за счет чего банку удается удерживать лидерские позиции?
- Конкуренция неоднородна: в каких-то сегментах очень высока, в каких-то уровень конкуренции сравнительно низок. Банк «Петрокоммерц» стремится быть надежным, предсказуемым партнером для своих клиентов. Мы уделяем большое внимание развитию нашего персонала и сервисной составляющей факторинговых услуг (оперативности предоставления информации и принятия решений, управлению дебиторской задолженностью, электронному документообороту и многому другому).
Для нас является обычной практикой реализация индивидуальных схем обслуживания клиентов, сформированных с учетом особенностей их бизнеса и документооборота.
- Что такое безрегрессный факторинг и почему он становится более востребованным?
- Я бы не стала говорить, что такой факторинг более востребован. Все-таки объем факторинга с регрессом пока раза в два превосходит объем безрегрессного. Но повышенный интерес к этому продукту есть.
Безрегрессный факторинг подразумевает под собой покупку дебиторской задолженности поставщика. Соответственно, при покупке дебиторской задолженности к новому ее обладателю (фактору) переходят и риски, связанные с банкротством или несвоевременной оплатой от покупателя. Следует заметить, что такой факторинг стоит дороже.
- Очень редко что-то говорится о депозитных продуктах для юридических лиц. В чем специфика депозитной линейки банка?
- У нас очень широкая депозитная линейка для корпоративных клиентов, учитывающая все особенности российского законодательства. Есть ряд федеральных законов, которые вводят определенные требования и ограничения для размещения резервов компаний из различных отраслей: страхование, пенсионное обеспечение и т. д. Есть саморегулируемые организации, для которых депозит должен быть мобильным, то есть у СРО должна быть возможность в любой момент времени изъять денежные средства, выплатить по требованию, дособрать взносы и доразместить средства в депозит. Мы это учитываем.
Для некоторых компаний принципиально, чтобы средства, размещенные в банке, не просто превратились в «мертвые» деньги, а оставались мобильным инструментом, т. е. могли бы быть использованы как частично, так и в полном объеме в текущей деятельности, а также в качестве обеспечения по различного рода обязательствам.
Средства, размещенные в банковские векселя, например, могут использоваться в расчетах, служить предметом залога или быть досрочно превращены обратно в денежные средства путем продажи векселя в рынок.
Кроме того, клиент может размещать свои средства в неснижаемые остатки на счете, что позволяет ему зарабатывать дополнительную доходность при сохранении мобильности. То есть у клиента есть ряд вариантов, которые комбинируем и предлагаем ему диверсифицировать портфель собственного размещения, чтобы максимально повысить доходность и при этом еще иметь инструмент управления собственной ликвидностью - и короткой, и среднесрочной, и длинной.