ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Богатства Поморья защитят от коррупции


Татьяна ПОТАПОВА | 23.11.2008 09:00:00

Проводить торги на право пользования участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых в Архангельской области будет новый специально созданный департамент по конкурентной политике. Это, по мнению власти, поможет исключить возможность коррупции при распределении природных богатств Севера. Подробнее о новом законе и о ситуации в недропользовании, «Бизнес-классу» рассказал и. о. директора департамента природных ресурсов Архангельской области Евгений МАЛЮТИН.

- Евгений Иванович, что изменилось в областном законе о недрах?

- В течение этого года депутатами Госдумы в Федеральный закон «О недрах» принимались изменения и дополнения, поэтому мы привели наш региональный документ в соответствие с федеральными требованиями.

Но главные поправки в областной закон связаны со структурными перестройками внутри администрации Архангельской области. В августе 2008 года принято решение создать новое структурное подразделение - департамент по конкурентной политике, который будет проводить конкурсы и аукционы, в том числе на право пользования недрами.

- Вы поддерживаете инициативу создания нового департамента?

- Я ее принимаю. Тем более что на недропользователях это никак не отразится. Новый департамент создан на волне борьбы с коррупцией. Для того, чтобы исключить возможность лоббирования чьих-то интересов, и был создан независимый департамент, который будет заниматься всеми конкурсами и госзаказами.

Кроме того, был расширен состав конкурсных и аукционных комиссий. Теперь в них могут входить не только представители областной администрации, но и органов местного самоуправления.

Для нас было важно, чтобы в состав конкурсных и аукционных комиссий вошли представители муниципальных образований. Участки, выставляемые на конкурсы и аукционы, расположены на их территории, значит, при принятии решений нужно максимально учитывать мнение муниципалитетов.

Например, по федеральному законодательству приоритет отдается аукционной форме, а муниципальные образования чаще заинтересованы в проведении конкурса. Как известно, аукцион - это соревнование денег. Выигрывает тот, кто платит больше. Но муниципалитеты этих денег не увидят: все доходы идут в областной или федеральный бюджет. А вот при проведении конкурса можно выбрать проект с наибольшей социальной отдачей для района.

- Какие недостатки существуют в федеральном законодательстве, регулирующем систему недропользования?

- Пожалуй, главный недостаток законодательства - разногласия при разграничении полномочий в сфере недропользования между Федерацией и регионами. В законе «О недрах» недостаточно четко прописано, какие функции выполняет федеральная власть, а какие - субъекты РФ.

Например, для того, чтобы начать добычу полезных ископаемых, недропользователь обязан выполнить технический проект разработки месторождения. Но кто должен утверждать этот проект - не понятно. Раньше данным вопросом занимался Ростехнадзор. Весной нынешнего года Ростехнадзор вошел в структуру Министерства природных ресурсов и с него сняли эти обязанности. Теперь функция согласования технических проектов разработки месторождения по сути ни к кому не привязана.

Казалось бы, раз общераспространенные полезные ископаемые (например, песок) - прерогатива субъектов РФ, то и технические проекты на эти месторождения должны согласовывать исполнительные органы власти регионов. На деле таких полномочий мы не имеем. Поэтому сейчас мы готовим обоснование к тому, чтобы проекты по добыче общераспространенных полезных ископаемых рассматривались Архангельской областью. А проекты по алмазам и бокситам пусть смотрят федеральные структуры.

- Как сейчас происходит процесс выдачи лицензий на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых? Сталкиваются ли недропользователи с проблемами при получении лицензий?

- Решения о выдаче лицензий на разработку общераспространенных полезных ископаемых принимают регионы. Остальное: алмазы, бокситы, месторождения подземных вод и прочее - прерогатива федеральных органов.
Мы получаем заявку от недропользователя и в течение пяти дней рассматриваем ее. Основных критериев, которым должен соответствовать недропользователь, три: финансовые возможности, кадры и наличие необходимой техники.

После того как заявка принята, информация об этом публикуется в областной и местной официальной прессе. После опубликования в течение 30 дней любой желающий может также подать заявку на этот участок. В случае, если на участок подано две и более заявок, то предоставление лицензии уже осуществляется посредством аукциона или конкурса, то есть на состязательной основе.

При этом всегда идет согласование с муниципальными властями, на территории которых находится участок недр. Без согласия муниципалитета лицензия не выдается. На этом этапе чаще всего и возникают сложности.

Некоторые представители муниципальной власти отказывают в выдаче лицензии, при этом не считают нужным как-то мотивировать свой отказ. А когда мы просим назвать причины отказа, нас обвиняют в лоббировании чьих-то интересов. На деле после выяснений часто оказывается, что причины отказа в выдаче лицензий не столь существенны и недропользователь готов самостоятельно их устранить.

К примеру, вывоз песка с месторождения идет через мост с низкой грузоподъемностью. Муниципалитет лицензию не согласовывает, опасаясь, что мост будет разрушен. Но потенциальный недропользователь готов за свой счет его отремонтировать.

- Какие крупнейшие недропользователи работают на территории области и каким образом распределяются доходы от добычи полезных ископаемых в региональный и федеральный бюджет?

- Налоги на добычу твердых полезных ископаемых распределяются в соотношении: 60% - в область, 40% - в Федерацию. А налоги от добычи общераспространенных полезных ископаемых и алмазов на 100% идут в областной бюджет. В прошлом году региональная казна получила от добычи полезных ископаемых на территории области порядка 80 млн рублей. В нынешнем году - уже около 70 млн рублей. Цифры, не сравнимые с доходами, которые идут от добычи нефти на месторождениях Ненецкого автономного округа (при доле области 2,5% - 1,6 млрд рублей, ), но все же значительные.

Самый крупный недропользователь на территории региона, конечно, «Севералмаз». В прошлом году только от этого предприятия в бюджет области поступило около 30 млн рублей налога на добычу полезных ископаемых, а в нынешнем году налоговые отчисления от добычи «Север-алмаза» уже составили 42 млн рублей.

Достаточно крупные предприятия: «Североонежский бокситовый рудник» (добыча бокситов в Плесецком районе), «КНАУФ Гипс Архангельск» (добыча гипса в Холмогорском районе), ЗАО «САМ» (добыча базальта в Плесецком районе).
Важным является разработка месторождений базальтов и производство щебня в регионе. Сегодня, к примеру, базальт завозится из Мурманской области и Карелии. Естественно, деньги, которые получает область на строительство дорог, частично уходят в другие регионы. Если строительные материалы будут добываться на нашей территории, средства останутся в Архангельской области. Уже в 2009 году мы планируем начать поиски месторождений строительных материалов для дорожников.

Фото Алексея Липницкого.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5