Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото Алексея Липницкого | 01.03.2016 11:44:26
Торжественная церемония открытия Года кино состоялась вечером 29 февраля в Архангельском областном драматическом театре им. М.В. Ломоносова. После завершения официальной части дискуссия о прошлом, настоящем и будущем российского кинематографа продолжилась во фьюжн-кафе «Терраса», где проходила творческая встреча с известным актером, режиссером и сценаристом Владимиром МЕНЬШОВЫМ.
Автор как минимум двух культовых фильмов ХХ века, Владимир Меньшов – далеко не случайный гость Архангельска. В послевоенные годы, восьмилетним мальчишкой, он впервые очутился в незнакомом северном городе, который стал очередным местом назначения его отца. Здесь он учился в школе. Здесь впервые пробудилась его тяга к театру и кино, приведшая в Школу-студию МХАТ, на съемочную площадку, а впоследствии – в мастерскую Михаила РОММА, который изобрел «аспирантуру по режиссуре художественного фильма» специально для Меньшова.
Владимир Валентинович рассказал о превратностях актерской и режиссерской судьбы, первых самостоятельных работах, неосуществленных замыслах и нежданных свершениях – с непринужденностью, юмором и драматизмом. Он испробовал себя в разных амплуа – от сметливого рабочего парня в фильме Александра Павловского «Счастливый Кукушкин» до мага вне категорий Бориса Игнатьевича Гесера в блокбастерах по романам Сергея Лукьяненко и маршала Георгия Жукова в сериале «Ликвидация». Его мелодрама «Москва слезам не верит», удостоенная «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм» в 1981-м, и лирическая комедия «Любовь и голуби», награжденная «Золотой ладьей» на Международном кинофестивале комедий 1985 года в Торремоли́носе (Испания), вписаны в историю мирового киноискусства. Премьеры этих лент, равно как и его дебютного «Розыгрыша», сопровождал оглушительный успех – порой неожиданный для самого режиссера.
«Тайна искусства остается тайной для создателей», – считает Владимир Меньшов. – В день премьеры фильма «Москва слезам не верит» в кинотеатре «Россия» я смотрел на переполненную людьми Пушкинскую площадь и с ужасом думал: «Что мы наснимали, что происходит, когда твой фильм становится событием – и люди стоят на морозе по четыре-пять часов, чтобы взять билет на послезавтра?!»
Каким будет кино будущего? Готового ответа на этот вопрос у него нет. Мир меняется, меняется зритель, но, верится, превосходная школа, острое чувство времени и опыт работы с гениальными актерами дадут ему еще не один шанс обозначить свое имя в кинематографе. Известно, что на протяжении семи лет Владимир Меньшов работает над фильмом «Большой вальс» по комедийной пьесе «Олимпия» венгерского драматурга Ференца Мольнара. И есть идея, связанная с Архангельском – городом детских воспоминаний. Не исключено, что одна из следующих картин будет посвящена Северу.