Александр ИВАНОВ, эксперт «БК». | 29.01.2016 19:46:00
В начале 90-х годов, когда государство стало вводить налоги, пришлось изучать теоретические основы этих «обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств» (ст. 8 НК РФ). Многовековой фискальный опыт говорил, что не налоговая нагрузка, не порядок оплаты и не количество отчетности, а единая, равная для всех, не изменяемая по прихоти политиков, общая система налогообложения дает ощущение справедливости и необходимости платы налогов.
Конечно, всегда и везде для одних категорий налогоплательщиков существовали и будут существовать льготы и преференции, для других - повышенные ставки налога, но все это в рамках одних и тех же налогов, одной и той же системы налогообложения. Совместное существование нескольких систем налогов всегда приводило к попыткам уйти от обязательных платежей, обману государства, росту коррупции. Особые риски связаны с наличием систем упрощенного налогообложения.
В отдельных странах «упрощенки» вводились, но на строго определенные сроки и только в экстраординарных случаях: после войн, революций и других катаклизмов. Вводились и через несколько лет убирались, а льготы и преференции единой налоговой системы оставались и благополучно развивали бизнес.
Но у России свой путь. У нас суверенная демократия и собственная гордость! А все временное у нас настолько постоянное, что мы всякий раз забываем, зачем к нему прибегали, и живем с ним, с «временным горбом», всю жизнь.
Упрощенная система налогообложения вводилась в России в целях становления и развития малого бизнеса так давно, что уже перестала поддерживать его, превратившись, с одной стороны, в квазиналог для крупных компаний, позволяющий сокращать им налоговую нагрузку, «размывая» учет и налоговую отчетность по множеству «своих» индивидуальных предпринимателей, заодно уходя от НДС, а с другой - в удобную площадку для саморекламы политиков всех уровней, без конца соревнующихся в инициативах по «поддержке малого предпринимательства».
Очередная инициатива, связанная с заменой единого налога на вмененный доход (ЕНВД) некой патентной системой, прозвучала в Бюджетном послании Президента РФ на 2012 год и должна была реализоваться в 2014 году. Но как-то не сложилось, и теперь политики говорят о поддержке малого бизнеса полной заменой ЕНВД на ПСН в 2018 году. Архангельская область ввела ПСН областным законом одной из первых, с начала 2013 года. Пока только для индивидуальных предпринимателей. Юридические лица на ПСН не переведены. Обе «упрощенки» - и ПСН, и ЕНВД - действуют параллельно.
Как же помогли малому бизнесу эти инициативы областных политиков?
В Архангельске на начало 2014 года было зарегистрировано около 13 тысяч индивидуальных предпринимателей. В 2013-м на ПСН перешли 254 предпринимателя, а в 2014-м на патентной системе налогообложения работало только 239. Этим казусом заинтересовались ученые мужи из Северного Арктического федерального университета, проведя собственное исследование, результатами которого любезно поделились со мной.
Оказалось, что кроме очевидных проблем ПСН, которые можно поставить в вину федеральным политикам, например отсутствие возможности отнести обязательные к уплате взносы за пенсионное и медицинское страхование на стоимость патента, как в ЕНВД, у нас добавили своих. Результаты сравнения налоговой нагрузки по ЕНВД и ПНС у 10 предпринимателей, занимающихся одинаковыми видами деятельности и имеющих сопоставимые объемные показатели, используемые для начисления налога в системах ЕНВД и ПСН, показали, что только в одном виде бытовых услуг – парикмахерских - и в одном показателе – наличие десяти и более наемных работников - выгоднее патентная система налогообложения, чем ЕНВД. Остальные девять предпринимателей стали бы платить по патенту во много раз больше!
Расчет платы за патент для принятия областного закона сделали в Правительстве Архангельской области, а «узаконили» ПСН депутаты регионального парламента. Никто со стороны в этот процесс не вмешивался — ни кризис, ни «внесистемная» оппозиция. Это продукт только нашей, областной управленческой квалификация и адекватности. Вот у нас такая поддержка малых предпринимателей. На словах и в делах.