ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 18 ноября, 2024 23:24

Почему цены (не) растут?


Кирилл ФЕЛЬДМАН | 25.08.2022 13:22:29
Почему цены (не) растут?

Совсем недавно, кажется, мы обсуждали изменения в экономике за первое полугодие, а уже пришли данные за июль. Больше всего каждого из нас, конечно, интересуют цены и тарифы. Несправедливо, наверное: и цены с тарифами, и зарплаты в большей степени определяются состоянием дел в производственной сфере. Но они, дела эти, кажутся чем-то отдельным от посещения магазина или парикмахера. А что происходит в магазинах?


Если внимательно смотреть за витринами и прилавками неделю за неделей, месяц за месяцем, складывается впечатление, что у нас какие-то разные цены: одни – которые видим на ценниках мы, другие – которые наблюдает Росстат. Данным главного статистического ведомства и его подразделений в областях и городах можно верить, можно не верить. Можно считать, что именно специалисты видят объективную картину в целом, а можно вспоминать старую злобную присказку, что есть ложь, наглая ложь и статистика. Но все итоги подводятся и все прогнозы делаются на основании именно статистических показателей. И это – реальность, с которой приходится считаться.

Если судить по официальным данным, то по сравнению с июлем прошлого года в Архангельской области продовольственные товары подорожали чуть больше чем на 16%, непродовольственные – почти на 19%. Меньше всего подорожали услуги – на неполные 10%. Насколько эти цифры правдоподобны – каждый судит по своему опыту посещения предприятий потребительского рынка.

Зато по сравнению с июнем нынешнего года продукты подешевели почти на 2%, «непродукты» – почти на 1%, а услуги слегка подросли, буквально на десятые доли процента. И вот это выглядит более или менее правдоподобно. Кое-что за прошедший месяц подорожало, в лидерах роста, кажется, сухие супы в пакетиках – почти на 18%. Заметно подешевели соль и шоколад, оливковое масло и консервированные овощи, зато немножко выросли в цене говядина и неразделанная мороженая рыба, стерилизованное молоко и плавленый сыр.

Примерно так же обстоит дело и с непродовольственными товарами: почти на 15% подешевели двухкамерные холодильники, детские летние туфли, почти на 12% – блендеры, швейные машинки и туалетная вода. Но холодильники и туалетную воду мы покупаем реже, чем тушь для ресниц и шампуни, которые подорожали на 5-6%. А рыбу и молоко – чаще, чем шоколад и оливковое масло. Впрочем, подешевели гречка и, разумеется, большая часть сезонной продукции.

В России в целом ситуация еще более показательна, чем в нашей отдельно взятой области: снижение цен в июле по сравнению с июнем составило: на продукты около 8%, на непродовольственные товары – более 4%, а вот цены на услуги повысились почти на 6%.

Экономисты, которые опираются как раз на данные Росстата – иногда, как и мы, подвергая их сомнению, – спорят о причинах снижения цен, которое продолжается уже четвертый месяц подряд. Наиболее осторожные отдают приоритет их стремительному росту в марте-апреле: дескать, теперь цены откатываются назад, к более обоснованным значениям. Реалисты, не отрицая «отката», делают упор на снижение потребительского спроса, иными словами – сокращение реальных доходов большей части населения. И лишь ура-государственники ликуют: результаты продуманной экономической политики властей налицо.

Сами власти при этом падение потребительского спроса не отрицают, но проявляют оптимизм. Например, на прошедшем недавно межрегиональном форуме по инвестициям первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что «спад потребительского спроса дошел до нижней точки, и с начала следующего года начнется его восстановление».

Отрицать «спад потребительского спроса» было бы глупо. Посещаемость торговых центров в Москве и Петербурге снизилась на 23% и 22% соответственно по сравнению с «допандемийным» июлем 2019 года. Лишних денег у большинства наших сограждан просто нет. Объем денежных вкладов физических лиц устойчиво сокращается: июльский показатель оказался меньше январского на 1,8 трлн рублей. Был, правда, короткий всплеск в мае, обусловленный резким повышением процентной ставки в апреле, но уже к июню этот эффект прошел. И это при том, что 60% россиян не имеют сбережений вовсе. Правда, в мае же, когда Центральный банк начал постепенно снижать процентную ставку, начался рост потребительского кредитования.

Но заемные средства – плохой способ «затыкать дыры» в семейном бюджете: их придется отдавать, да еще с процентами. А делать это будет все труднее. По прогнозам Министерства экономики, в 2022 году ожидаются снижение реальной зарплаты примерно на 2,9% и рост безработицы, хотя и небольшой - примерно до 5,2%. Проблемы с выплатой зарплаты и масштабными сокращениями сотрудников рассматриваются как реальная угроза для тех предприятий реального сектора экономики, которые оказались наиболее чувствительными к санкционному давлению. Как считают эксперты, пока наиболее сильный удар санкции нанесли по трем отраслям: транспортному машиностроению, металлургии и лесопромышленному комплексу. Так что в нашей области вопрос занятости может оказаться достаточно серьезным.

Экономика в целом по-прежнему под ударом из-за дисбаланса экспортно-импортных операций и вызванного этим «крепкого» рубля. Наладить в сколь-нибудь значительных объемах «параллельный импорт», на который власти возлагают надежды, не удается, во всяком случае пока.

Крупные сетевые магазины, как на днях сообщил РБК, грозят дефицитом шампанского к Новому году – оказывается, сами мы не в состоянии произвести его в количестве, достаточном для удовлетворения праздничных потребностей россиян. Впрочем, до Нового года еще достаточно далеко, а вот налоговые поступления в бюджет из-за проблем с импортом сокращаются уже сейчас: в нынешнем июле они были меньше на 43,7% по сравнению с июлем прошлым.

Существенно уменьшились в июле и нефтегазовые доходы федерального бюджета: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 22,5%, хотя еще в июне отмечался их рост на 11%. Добыча газа в июле (опять же по сравнению с июлем прошлого года) сократилась на 35,8%, что хуже июньского показателя на 30,4%. Если в июне падение экспорта составляло 49,7%, то в июле – уже 58,4%. Потребление на внутреннем рынке снизилось на 2,3% по сравнению с прошлым годом. Сама по себе цифра невелика, но если вспомнить о беспрецедентных планах по газификации России в разгар пандемии весной позапрошлого года, динамика обескураживающая. По нефти Министерство экономики прогнозирует к концу нынешнего года сокращение добычи примерно на 10% с дальнейшим снижением в 2023-м. Международное энергетическое агентство сулит нам падение аж на все 20%.

Не вызывает оптимизма и перспектива восстановления инвестиций. Напротив, все то же Министерство экономики ожидает их спада на 10% в нынешнем году и еще почти на 5% в следующем. Об этом же говорил и Андрей Белоусов на уже упомянутом форуме. Откуда в такой ситуации берется оптимистичный прогноз восстановления потребительского спроса – большая загадка.

Но для нас гораздо важнее ответ на другой вопрос: как долго продлится хотя бы относительная стабильность цен? Цена любого товара на магазинной полке складывается из его затрат на его производство, доставку, погрузку-разгрузку-перегрузку, хранение и прочих издержек. Плюс налоги. Плюс продавец должен получить хотя бы минимальную прибыль – бесплатно работать никто не будет. Нынешнее небольшое снижение цен, о котором говорит статистика, возникает за счет сокращения затрат и минимизации прибыли. Но бесконечно это продолжаться не может: если цена не будет покрывать расходы, полки в магазинах окажутся пустыми.

Особо внимательные экономисты, вглядываясь в статистические показатели, сулят рост цен уже в начале осени. И если прогнозы по снижению зарплат и повышению безработицы сбудутся, то нас ждут невеселые времена.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей