Алексей МОРОЗОВ. Фото предоставлено министерством АПК и торговли АО, Алексея Липницкого и из архива редакции | 15.12.2021 11:30:06
Предварительные итоги года «Бизнес-класс» подводит с министром АПК и торговли Поморья Ириной БАЖАНОВОЙ. Как государство поддерживает аграриев и каковы планы на будущий год? Какие местные бренды удерживают влияние, несмотря на экспансию федеральных торговых сетей? Среди самых актуальных сегодня и тема введения маркировки продукции. На эти и другие вопросы мы получили подробные ответы.
– Ирина Борисовна, в прошлых интервью нам не раз приходилось говорить о закрытии крупных производств, причинах их банкротства. Насколько можно судить, сейчас наблюдается ряд позитивных тенденций, в том числе с прежде проблемными предприятиями и площадками. Какие результаты есть к концу года?
– Можно привести много примеров, но отдельно хочу остановиться на Устьянской молочной компании, где первый инвестпроект был реализован в три этапа и успешно завершен в 2018 году. Он позволил предприятию снизить себестоимость молока до 25%, улучшить его качество. Сумма инвестиций составила более 1,5 млрд рублей.
В 2020 года началась реализация инвестпроекта по строительству животноводческого комплекса на 3229 голов дойного стада и 8080 – общего. Первый этап планировалось завершить к концу 2021 года, но в связи с пандемией и резким скачком цен на металл, дерево и другие материалы сроки сдачи объекта перенесены на сентябрь 2022 года. Сумма инвестиций – более 4,5 млрд рублей. Это поистине значимая стройка для Архангельской области, так как компания применяет самые передовые технологии в производстве молока и мяса.
В сентябре 2020 года в структуру ООО «УМК» вошел и Вельский молочный завод, где с этого года возобновлено производство молока, сыров, масла, творога, сырков, творожных десертов. Предприятие приступило к этапу модернизации, закуплено новое оборудование. Запуск завода на полную производственную мощность планируется к 2023 году.
– Как министерство поддерживает местных товаропроизводителей?
– В первую очередь, это субсидии сельхозтоваропроизводителям – их более 70 видов. В этом году предприятия активно приняли участие в Маргаритинской ярмарке. Сложилась добрая традиция – выделять для них бесплатные торговые места. На трех торговых площадках (центральный рынок, выставочный центр, Петровский парк) было предоставлено 103 бесплатных торговых места, что позволило производителям сбыть свою продукцию без посредников.
Министерством совместно с муниципалитетами проводится работа по обеспечению беспрепятственного доступа сельхозтоваропроизводителей к розничным рынкам, ярмаркам, объектам нестационарной и развозной торговли. В 2021 в регионе проведено 220 ярмарок, на территориях муниципальных образований организовано 214 площадок с предоставлением 3950 торговых мест.
– Какие местные торговые сети сегодня уверенно себя чувствуют на рынке и много ли их в сравнении с федеральными?
– У нас в каждом муниципальном образовании есть местные торговые сети. Прошедший торговый форум был посвящен, в том числе, вопросам развития таких торговых сетей. У жителей появился запрос на фермерскую продукцию, которая, как вы знаете, отличается экологичностью и качеством. К примеру, предприятие «Апрель», выпускающее мясную, молочную и хлебобулочную продукцию, имеет свои магазины, и у этой торговой сети всегда есть свой покупатель. То же можно сказать и про магазины «Гарант», «Петровский», систему «Облпотребсоюз», которая насчитывает 642 магазина.
– Среди самых актуальных – тема введения маркировки. Сколько предприятий региона в этом году затронула обязательная маркировка и каких сфер она коснется в 2022-м? Какая помощь в связи с этим была оказана местным предприятиям?
– Эксперимент по внедрению маркировки товаров начался еще в 2019 году. За это время она стала обязательной для табачной продукции, лекарств, обуви, фототехники, шин, меховых изделий.
Маркировка на молочную продукцию вводилась поэтапно и заняла три года. По мнению инициаторов, она позволит, в частности, снизить уровень контрафакта.
Уже с 1 декабря молочную продукцию маркируют 23 производителя из Архангельской области, еще два предприятия региона маркируют упакованную минеральную воду.
Исключением пока являются фермеры – они начнут маркировать продукцию только с 1 декабря 2022 года.
Из областного бюджета для «малых» производителей предусмотрена господдержка на приобретение оборудования для переработки молока, в этом году четыре предприятия региона воспользовались такой поддержкой.
– Еще одна получившая новую жизнь площадка – форелевое хозяйство на месте закрывшейся Няндомской птицефабрики. Расскажите о таком перспективном направлении, как развитие аквакультуры в Архангельской области.
– Развитие аквакультуры относится к приоритетным направлениям развития рыбохозяйственного комплекса в Архангельской области. В настоящее время данную деятельность осуществляют девять рыбоводных хозяйств.
За первое полугодие 2021 года объем производства составил 86 тонн при плановом показателе 230 тонн. Основный объект аквакультуры – радужная форель.
В целях развития аквакультуры ежегодно проводятся работы, направленные на исследование водных объектов в целях определения приоритетных участков. В 2021 году они проводились в Верхнетоемском, Красноборском, Котласском, Вилегодском и Ленском районах. Завершение работ по всей области запланировано к 2024 году.
За три последних года в регионе создано шесть новых хозяйств, два из них занимаются товарным выращиванием рыбы с использованием установки замкнутого водоснабжения (в Вельском и Няндомском районах).
С 2021 года вводится новая мера господдержки из областного бюджета для предприятий – субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования в отрасли товарного рыбоводства.
– Во время визита губернатора в рыбный порт АТФ в начале сентября много говорилось о перспективах развития порта (а впоследствии и о создании технопарка для рыбопромысловых судов), налаживании долгосрочных отношений с «Доброфлотом», позиционировании и удешевлении рыбной продукции в магазинах региона. Каковы перспективы этого направления?
– Начиная с 2017 года порт Архангельск принимает у себя суда с рыбной продукцией Дальнего Востока, пришедшей к нам по Северному морскому транзитному коридору, включая трассу Северного морского пути. Группа компаний «Доброфлот» направляет рыбную продукцию в центральные регионы страны через наш порт, ежегодно осуществляя один-два рейса в Архангельск; исключением стал только пандемийный 2020 год. Данная инициатива бизнеса показывает экономическую выгоду маршрута как по цене и срокам доставки, так и по качеству продукции.
По сравнению с другими арктическими и балтийскими портами России, Архангельск имеет более выгодное географическое расположение, а также кратчайшее транспортное плечо до Москвы, значительный пропускной резерв транспортных магистралей и портовых мощностей, включая специализированный рыбный порт.
– Каковы сегодня основные направления господдержки предприятий АПК в нашем регионе?
– Это поддержка производства товарного молока и племенного животноводства, растениеводства, инвестиционной активности, включая проведение работ по мелиорации и развитие малых форм хозяйствования, из федерального бюджета.
Кроме того, есть направления, финансируемые только из областного бюджета, направленные на поддержку кадрового потенциала, приобретение сельхозтехники, оборудования для переработки молока, поддержку малых хозяйств, товарного рыбоводства и другие.
На поддержку непосредственно сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках госпрограммы в 2021 году было выделено 921,2 млн рублей: из федерального бюджета – 222,1 млн, из областного – 699,1 млн рублей.
Приоритетным для региона Минсельхозом России определено молочное животноводство, параллельно развиваются и другие направления сельского хозяйства, в первую очередь кормопроизводство. В общей сумме господдержки, оказываемой сельхозтоваропроизводителям области, сумма прямых субсидий «на молоко» превышает 50%.
На приобретение техники в 2020 году впервые из областной казны было выделено 30 млн рублей, на текущий год предусмотрено уже 50 млн.
Напомню, что в этом году введены в эксплуатацию два животноводческих объекта на 540 голов в Вельском муниципальном районе (ООО «Пежма», Агрофирма «Судромская»).
– Расскажите об основных итогах регионального торгового форума. Какие темы стали ключевыми, в том числе, с учетом пандемии и связанных с ней ограничений?
– XV Региональный торговый форум носил название «Рынок товаров и услуг в новой реальности. Мы никогда не будем прежними». Из-за пандемии во второй раз он проходил в онлайн-формате. Было организовано 18 мероприятий, общее количество участников составило 1664.
Ярким мероприятием стала стратегическая сессия «Новые технологии ритейла – стратегия успеха». Сегодня сфера торговли, как вы сами видите, переживает не самые простые времена. Продажи чаще становятся дистанционными, востребована торговля через Интернет. Ответы на вопросы, куда двигаться дальше, мы пытались найти на стратегической сессии вместе с представителями Минпромторга России и регионального бизнеса. Главной темой форума была поддержка сферы торговли в условиях пандемии. Меры поддержки уже заявлены, речь идет о снижении налоговой нагрузки на бизнес.