ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 22 декабря, 2024 08:47

Куда сбегает молоко?


Юрий ГУСАКОВ, Игорь ТАКШЕЕВ, Игорь ЗАБОРСКИЙ | 09.09.2011 06:06:18

В Правительстве Архангельской области готовятся новые правила выплаты дотаций местным сельхозтоваропроизводителям за молоко, которые начнут действовать с 2012 года. Очевидно одно: если документ будет принят, цены на молоко в магазинах  региона повысятся. Свою точку зрения на инициативу чиновников высказали представители бизнеса.

 

Юрий ГУСАКОВ, президент Ассоциации производителей пищевых продуктов Архангельской области:

- Сельские хозяйства, производящие коровье молоко в Архангельской области, получают дотации из областного бюджета. Но при одном условии — оно должно быть сдано на перерабатывающие заводы нашего региона. Сегодня это около 5 рублей за 1 литр. Для этого и выплачивают из карманов налогоплательщиков деньги коммерческим сельскохозяйственным предприятиям,  чтобы молоко оставалось у нас и кормило  жителей Архангельской области. Новыми правилами предполагается снять это ограничение — молоко можно будет сдать любому переработчику.

Таких прямых дотаций за произведенное молоко, что поддерживают наших фермеров, ни в Вологодской, ни в Кировской, ни в Московской, ни в Ярославской, ни во многих других областях нет. Хотя закупочные цены на молоко давно уже сравнялись, а в зимний период в Архангельской области они даже выше, чем в других субъектах РФ.  То есть фермер из Вологды продает молоко на свой молочный завод и получает за него 12-13 рублей. Наши хозяйства продают молоко нашим молочным заводам  и получают те же 12-13 рублей и еще 5 рублей дотаций, итого 17-18 рублей за 1 литр. Неплохо!

Между тем Архангельская область обеспечивает себя молочными ресурсами только на 58-60%, остальные 40-42% - это завозная молочная продукция. И в зимний период, когда традиционно повышается спрос на молоко по всей России, единственный способ, благодаря которому молочные заводы это сырье могут закупить, - это повысить на него цены, что и делают крупные федеральные игроки («Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «Данон»), которые владеют  в России  около 70% молочного рынка, имеют в своем портфеле известные федеральные бренды и могут дать за сырье несколько больше, чем  местные молочные заводы.

В зимний период федеральные игроки «докупают» недостающее молоко в дальних регионах, похожих на наш, а  в летний период они от этого молока отказываются. Но Архангельской области в зимний период самой не хватает молока, и она выплачивает дотации, чтобы без него не остаться.

Среднедушевой показатель потребления молочных продуктов в России - 256 кг. В Архангельской области — 159 кг на одного человека в год. По этому показателю мы занимаем 82-е место, т. е. второе место с конца среди всех субъектов РФ! Позади Архангельской области только Республика Тыва.

Последние два года цены на молочные продукты в области росли на 15-20% в год, а потребление в период изменения цен сокращалось на 8-12%. Закупочная цена на молоко- сырье в структуре готового продукта (кефира, питьевого молока) составляет 60%.  То есть при любом изменении закупочных цен на молоко растет цена на готовую продукцию..

В чем необходимость смены правил выплаты дотаций? Традиционно, когда речь идет о сельскохозяйственных дотациях, начинаются спекуляции на понятиях «фермер» или «свобода предпринимательства». Фермер — крестьянин-предприниматель, который владеет землей или арендует ее, занимается сельским хозяйством. Мелких фермеров в Архангельской области очень немного, и производят они 10,5% молока, а сельхозорганизации – 61% от общего объема молока. Вывозить молоко-сырье выгодно только крупным хозяйствам, потому что только они могут обеспечить продажу молока по 25-30 тонн (именно такие объемы закупают федеральные компании) и его высшее качество. Мелкие фермеры при полуручном производстве производят чаще всего  1-й или 2-й сорт молока, и вывозить  его на дальние расстояния  им  экономически  невыгодно. Поэтому новые предложенные правила защищают интересы небольшого количества крупных товаропроизводителей юга Архангельской области, а «пробивным» щитом становятся  интересы мелких фермеров.

Прямые дотации нашим фермерам выплачиваются в том случае, если они сдают молоко на местные региональные молочные заводы. Для снятия этого ограничения и пытаются «протащить» новые правила выплаты дотаций южные  крупные товаропроизводители молока. Они хотят везти молоко на молочные заводы «Вимм-Билль-Данна» и «Юнимилка». То есть Архангельская область будет выделять 10 млн рублей в месяц на производство молока для Вологодской, Московской областей при собственном дефиците бюджета и внутреннем долге области, который приближается к 18 млрд рублей.

Новые правила выплаты сельхоздотаций на произведенное молоко однозначно увеличат дефицит молока в Архангельской области и приведут к резкому росту цен на молочные продукты, и тогда избиратели смогут задать Правительству Архангельской области и депутатам извечно русский вопрос: «Кто виноват?».  А что делать они уже поймут сами придя на избирательные участки. Цены на хлеб, куриное яйцо, молоко относятся к категории продуктов, которые влияют на настроение избирателей, потому что большая часть из тех, кто еще желает голосовать, – пенсионеры.

 

Игорь ТАКШЕЕВ, директор ООО «Маслодельный завод «Красноборский»:

- Принятие новых правил приведет к повышению цен и увеличению дефицита сырья на молочном рынке Архангельской области.   Это очередной удар по конкуренции: стоимость энергоносителей у нас выше, чем в центральной  России, как и транспортные затраты  из-за более высокой протяженности дорог... Местная продукция станет неконкурентоспособной.

 

Игорь ЗАБОРСКИЙ, управляющий директор ОАО «Молоко»:

- Владимир Ленин в таких случаях говорил: «Ищите, кому это выгодно». А выгодно богатым агропредприятиям с большими суточными надоями. Они хотят поставлять молоко за пределы области, играть на конъюнктуре цен. Для мелких производителей, для фермеров вывоз молока за пределы области не доступен по техническим причинам. Так что эти изменения только для очень богатых, для очень особенных. Налицо манипуляция властью в интересах узких кругов очень богатых бизнесменов. Мелкие фермеры в результате не получают ничего, а простые люди столкнуться с подорожанием важных продуктов из-за спекуляций ушлых лоббистов.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей