Беседовал Андрей МАРКОВ | 24.08.2020 01:24:44
В Архангельской области продолжается предвыборная гонка, зарегистрированы шесть кандидатов. Выбывшие претенденты на пост губернатора – Юрий ШЕВЕЛЕВ и Олег МАНДРЫКИН – решили оспорить в суде решения областной избирательной комиссии. Тем не менее, полагаем, читателям было бы интересно узнать, а что предлагали они? Сегодня об этом наш разговор с Юрием Шевелевым.
– Юрий Валерьянович, заканчивается август, избирательная кампания выходит на финишную прямую. Что скажете о складывающейся ситуации?
– Да, август… Тревожный для россиян месяц года. В августе начались обе мировые войны, в августе путч ГКЧП спровоцировал распад СССР, в августе началась вторая чеченская война, в августе конфликтовали в Южной Осетии, сейчас проблемы в Белоруссии. Августовские события не всегда пугают сразу, но влекут за собой длинные последствия.
Во всем виноваты чиновники! Именно они польстили повелителю – императору Августу – и переименовали восьмой месяц года. А чтобы он был таким же, как месяц, названный в честь Юлия Цезаря, «забрали» один день из месяца усопших – февраля – и перенесли 31-м числом в август. Вот февраль и мстит в августе. Особенно чиновникам. После августовского путча исчезла часть политических институтов и чиновников сильно поубавилось. В августе чиновником или политиком лучше не быть. Шучу, конечно…
– Да ладно! Все нормально идет, дороги асфальтируют, тротуары. Разрабатывают совместно с жителями области региональную программу развития, деньги из Москвы выбивают...
– Ну, не все и не очень нормально. Августовская эйфория по поводу «правильно» сработавшего муниципального фильтра пройдет, и административное вмешательство в выборные процессы обернется судебными разборками в регионах и осуждением этой практики выборов у нас и за рубежом. Правозащитная организация «Голос» опубликовала свой доклад, раскрывающий в подробностях и статистической фактуре, как чиновниками готовится и как работал этот фильтр на выборах 2020-го и двух прошлых лет. Но это случится потом, а пока «все нормально».
Августовские дорожные работы в Архангельске и области – очень красивый предвыборный ход, но осенью пойдут дожди и новый, высоко положенный без прокладки ливневой канализации бордюрный камень на проспектах направит воду с дорожного полотна во дворы. Лужи, стоявшие вдоль дорог, будут стоять у подъездов. Ливневку надо было прокладывать и ремонтировать параллельно с укладкой бордюров. Деньги – думаю, что не менее двух–трех миллиардов рублей по всей области – будут потрачены, а социального и экономического эффекта от чистых и исправных дорог можно и не получить. Но это тоже будет потом.
Потом возникнут проблемы с бюджетом. В стране идет оглушительное снижение доходности бюджетов всех уровней. Федеральные доходы упали на треть. Несколько лет текущие кассовые разрывы покрывались проведением аукционов облигаций федерального займа. В этом году на аукционах стали занимать на покрытие дефицита, а в августе аукционы отменили – инвесторам российские облигации перестали быть интересны. Теперь придется, как в конце девяностых, покупать деньги за любой процент, установленный спекулятивными инвесторами. Это означает, что денег в бюджетной системе сильно поубавится. Те два–три миллиарда рублей, ушедшие в августе на красивое асфальтирование, в бюджете области не были запланированы, значит, это заемные деньги, их надо будет рано или поздно отдавать. Вот тогда февраль вновь отомстит августу, а мы будем жить при сокращаемых социальных расходах.
– Но мы видели, как сам президент обещал федеральные средства на строительство жилья для расселения аварийных домов.
– Но при этом не были названы причины, приводящие к росту аварийности жилых домов, не сказано, как устранять эти причины, – сразу пошел разговор о необходимости получения федеральных ресурсов для ликвидации последствий этих неясных причин. Сейчас мы горды тем, что президент даст 22 миллиарда рублей на расселение аварийных домов. Но думаю, это произойдет очень не скоро, а дома так и будут сходить со свай и стремительно ветшать по непонятным причинам.
Одновременно, кстати, было сказано, что коммерческое жилье сейчас не продается...
– Ну и правильно: людям же надо где-то жить, а коммерческое жилье им не по карману.
– Управленчески это ошибка. Жилье ведь есть, и деньги какие-никакие Федерация даст. Задача управленца – использовать эти ресурсы в необходимом избирателям направлении.
Наше движение «Мы здесь живем» разрабатывало свою программу. Там есть и об этом. Мы говорим, что между выделенными бюджетным ресурсами и получением ордера на проживание проходит до двух лет, а, как вы сказали, людям же надо где-то жить.
Действующее законодательство противоречиво. Вроде бы можно покупать жилье за бюджетные деньги, но и сесть на несколько лет за «нецелевые расходы» тоже можно. В нашей управленческой системе надо еще иметь приказ – разрешение президента покупать на деньги, выделяемые вышестоящими бюджетами, коммерческое жилье, в том числе на вторичном рынке, по госстройценам для расселения жителей аварийных домов, желательно с небольшим мораторием на его приватизацию.
Мы опрашивали риэлтеров, и они гарантировали, что смогут быстро сформировать лоты из нового и отремонтированного вторичного жилья для торгов с максимальной ценой на уровне госстройцены с темпом два–три конкурса–аукциона в год. Расчеты показали, что при современном объеме коммерческого строительства и выделения бюджетных средств на расселение, а также десятилетнем моратории на приватизацию этого жилья за эти десять лет проблему аварийных домов можно в основном решить.
Дарю эту идею будущему губернатору.
– А что еще было в вашей программе и не хотите ли поучаствовать в подготовке и реализации региональной программы развития региона «Вместе мы сильнее»?
– Психологически и технически нет никаких препятствий. Есть проблемы смысловые, управленческие. Движение готовило программу для реализации человеком, который может и будет ее исполнять. Кто-то другой должен сначала поверить в ее положения, накопить опыт и навыки, знания и соратников для реализации.
Думаю, что пока губернаторской программы нет вообще. Есть декларации о намерениях. Но по опыту прошедших десятилетий, зная, что ни одна из ранее принимаемых программ и стратегий, концепций и отраслевых политик на региональном и федеральном уровне не была исполнена даже приблизительно, полагаю, что и декларация о намерениях «Вместе мы сильнее», как бы ее ни назвали, тоже исполнена не будет.
Причин тому несколько. Мир очень быстро меняется, а мы уже полноправная и зависимая часть этого большого мира, поэтому все свои планы надо координировать с этими изменениями, а значит, надо понимать их причины и последствия. А мы, даже если и понимаем, адаптируемся к переменам плохо и поздно. Поэтому все программы и стратегии желательно разрабатывать на небольшие сроки – год, два – и очень тщательно просчитывать риски и ресурсы.
Есть два правила для программ: первое – управлять можно только тем, что управляется, и второе – исполнимо только то, что можно выразить цифрой. Попробуйте поискать соблюдение этих правил в предлагаемой декларации.
Поэтому пока говорить о нашем участии в разработке областных программ и стратегий рано, надо вначале пройти этап согласования методик и смыслов программирования и планирования.
– И все-таки, что бы вы заложили в стратегию развития нашей области как самую главную цель?
– Не главную, а просто цель. Видите ли, стратегия – это не программа, а программа не план, и все это вместе не концепция. Стратегия – это путь к цели. Поэтому цель одна, а на пути постепенно возникают задачи первостепенные и второстепенные, возникающие из процедуры решения, которые надо последовательно или одновременно решать. Я назову цель стратегии развития Архангельской области, хотя вы сильно удивитесь. Ведь стратегия в прямом переводе с греческого – «путь полководца», а значит, вещь не публичная, и общество может ее не принять, хотя достигать цели все равно придется.
По моему глубокому убеждению, стратегической целью развития Архангельской области на ближайшие годы должно стать создание региональных инклюзивных (направленных на включение максимально широких слоев общества) экономических и политических институтов. Пока мы имеем в основном экстрактивные (направленные на исключение большей части общества из процесса принятия политических решений и распределения доходов) региональные политические и экономические институты, и это препятствует развитию.
Вопрос не простой и не быстрый, но задачи, решаемые на пути к этой цели, понятны людям и вполне исполнимы. Решение этих задач обязательно будет приводить к реальному росту экономической и социальной активности в обществе, к высокой эффективности использования общественных ресурсов, росту оборачиваемости частных ресурсов, в том числе капиталов. А это и есть развитие.
Летом мы спросили жителей области о двух инклюзивных политических региональных институтах и получили только положительные отзывы. Мы предложили внедрить институт общественного договора для избирателей и избираемых ими местных и региональных политиков и должностных лиц, вернуть институт выборности глав муниципальных образований, одобрение которому официально высказали 62 тысячи северян. Экономический институт (разработанный нами в виде пакета проектов муниципальных правовых актов) взаимосвязи сокращения налоговых выплат для работодателей во время пандемии коронавируса с сохранением числа наемных работников был направлен в муниципальные образования и в устном общении одобрен депутатами. Пока их реализация не состоялась, но таких предложений много, и постепенно необходимость их реализации станет очевидной.
– Очень интересно и пока действительно необычно. Может, эту тему надо продолжить и рассмотреть в конкретике? Идея становится явью, если она овладевает массами. Так говорили авторы классовой теории построения общества.
– Немного не так, но смысл тот же. Если вас заинтересовало, готов рассказывать об управлении, экономике, бизнесе все, что знаю.
Наше движение «Мы здесь живем» сохранило свой актив и будет продолжать общественную деятельность, в том числе и общественную экспертизу решений, принимаемых властью и местным самоуправлением. Значит, будем сотрудничать на благо жителей Архангельской области.