Андрей МАРКОВ | 17.02.2021 11:28:06
В декабре 2020 года в России завершилось формирование системы публичной власти. Вступил в силу Федеральный закон №394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации». 21 декабря Владимир ПУТИН своим указом образовал структуры этого органа власти, а 23 декабря провел в Ново-Огарёве совместное заседание Госсовета РФ в новом составе и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Аппарат Госсовета и аппарат двух десятков его комиссий разместились в бизнес-центре «Око» в «Москва-Сити», что дало СМИ повод шутить: появилось «государево око» для контроля исполнения нацпроектов в регионах и муниципалитетах страны. Ранее у Госсовета собственного аппарата не было, эти функции исполняло подразделение администрации президента, что делало Госсовет слегка несамостоятельным.
Эпохальное событие так и прошло бы незамеченным северянами на фоне новогодних праздников, а затем несанкционированных митингов и шествий, но участники АНО «Центр «Эксперт» все-таки решили поговорить о новом органе власти, а главное – о тех задачах, которые он будет решать.
«Мне показалось странным, что 18 комиссий Госсовета и их руководители назначены указом главы государства одновременно с назначением должностных лиц в руководстве самого Госсовета, но в тот же день двумя отдельными распоряжениями образованы еще две комиссии: по обеспечению согласованного взаимодействия органов публичной власти (ею будет руководить глава администрации президента Антон ВАЙНО) и по координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти во главе с Сергеем КИРИЕНКО», – отметил Сергей ЛАРИОНОВ.
Дальше было еще интереснее. Мэр Москвы Сергей СОБЯНИН, руководитель комиссии Госсовета по государственному и муниципальному управлению, доложил на совместном заседании 23 декабря, что его комиссия по поручению президента выработала новые критерии оценки эффективности работы губернаторов. Дополнительно к ранее действовавшим 15 показателям он предложил еще четыре и получил одобрение Госсовета и президента.
Но 22 декабря заседала та самая «дополнительная» комиссия Кириенко и по-иному расставила приоритеты оценок деятельности губернаторов, добавив такую: «Доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ».
Наконец, 4 февраля 2021 года президент издал указ, в котором утвердил 20 показателей оценки эффективности деятельности губернаторов, и первым показателем стоит как раз «Доверие к власти…» Этот кажущийся запутанным процесс властного нормотворчества показывает, что Госсовет – всего лишь совещательный публичный орган при власти, а властные решения, как всегда, принимались и будут приниматься кулуарно, первыми лицами, оформляясь потом в виде официальных актов, считает Сергей Ларионов.
«Доверие по своей психологической природе является установкой, определяющей отношение к политикам, политическим партиям, власти, – напомнил участник «Центра «Эксперт» Андрей ЧУРАКОВ. – Впервые об этом стал писать лет сорок назад американский философ и политолог Френсис Фукуяма. Он говорил, что доверие к власти в политологических и этнометодологических исследованиях надо рассматривать не только как веру в порядочность и доброжелательность системы власти или как веру в принадлежность к сообществу (нации), требующую от человека определенной солидарности, а еще и как готовность следовать правилам игры (институтам), принятым в обществе, этносе».
Уровни требований к выполнению правил в разных обществах существенно отличаются друг от друга, и Фукуяма разделил общества на теплые и холодные.
Холодные общества – там, где люди договорились о правилах игры (законах, обычаях, традициях) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. Теплые общества – это такие, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах и вынуждены компенсировать одновременное существование различных правил личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными «драконовскими» правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождем. В таком обществе люди вынуждены обращаться к первоисточникам права, в том числе к равенству и справедливости, даже к равенству в бесправии.
«Мы – теплое общество, – продолжает Андрей Чураков. – В России общественное неравенство, несправедливость, неравенство в бесправии зашкаливают. Поэтому потребность в доверии к власти для самих власть имущих становится жизненно важным фактором. Мне очень интересно: как наш губернатор будет повышать этот главный для него показатель качества и эффективности работы?»
Действительно, есть формальный экономический критерий выделения теплых обществ – коэффициент Джини. Он показывает степень расслоения общества по какому-либо показателю, используется для оценки неравенства и измеряется от 0 до 1. Наши российские показатели экономического неравенства населения ? 0,4-0,5. И это относит нас к теплым обществам, ставя в один ряд с государствами Африки и Латинской Америки.
«Френсис Фукуяма высказал еще одну мудрую мысль, которая мне запомнилась: доверие – это способность людей объединяться вне пределов семьи и без помощи государства», – продолжил обсуждение Юрий ШЕВЕЛЕВ.
В бизнесе доверие – практически главная особенность отношений, влияющая на экономический успех или неудачу. Возникает она без влияния или помощи государства, но предприниматели постоянно учитывают риски разрыва доверия между партнерами по причине государственного вмешательства в их дела.
«Мне кажется, что вопросы доверия к власти надо решать переменами в облике и действиях самой власти, – поясняет свое мнение Юрий Шевелев. – Приведу пример из настоящего. Наша «деревня» – маленькая, скрыть какие-либо действия органов власти сложно, да они особо и не скрываются. Попались мне на глаза бумаги с отчетом областной контрольно-счетной палаты по проверке расходования бюджетных средств на капитальный ремонт парка. Там перечислено много разных нарушений и, в частности, идет речь о том, что несколько миллионов рублей израсходовано подрядчиком на посев травы. Однако КСП проверить качество и количество этой работы не смогла. «Потому что трава не взошла» – как сказано в отчете. Подрядчик известен, депутат областного Собрания, лелеющий этот «цветник», – тоже... Ну, не взошла трава – она всему и виной, а подрядчик не виноват: он честно «закопал» несколько миллионов рублей в парке, какой с него спрос…»
Вряд ли с такой работой областная власть сможет повысить доверие к себе и к президенту. А господин Кириенко и его комиссия будут бдеть и принимать меры, давать рекомендации о предоставлении или непредоставлении бюджетных трансфертов регионам и муниципалитетам в зависимости от эффективности работы губернатора.
Прав оказался Фукуяма, посчитав, что успех капитализма в различных регионах и сообществах определяется не финансовыми факторами, а доверием. В нашем случае – доверием Сергея Кириенко к Архангельской области.