Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 07.09.2018 21:39:56
Кто не помнит слов Сэмюэля Клеменса (Марка Твена): «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика»? Все больше убеждаюсь, что статистика не может лгать – лгут люди, использующие ее данные в своих интересах. Учил я методы математической статистики, даже экзамен сдавал. Профессор, влюбленный в свой предмет, говорил, что цифры могут объяснить все, если их правильно расставить. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с «правильно» расставленными цифрами и неверием общества в официальное их объяснение.
29 августа президент объяснял народу необходимость увеличения пенсионного возраста, приводил статистические данные, но митинги и протесты продолжаются, общество ему не поверило. В чем подвох? Видимо, в «правильной» расстановке данных.
Наша пенсионная система названа «солидарной». Этим красивым словом называют пенсионные системы, в которых наемные работники, работодатели и государство на более или менее равноправных принципах формируют общий объем текущих пенсионных выплат. Например, в Швейцарии, где пенсионеров примерно столько же, что и работающих, каждый работающий выплачивает около 10% своей зарплаты в пенсионные фонды, столько же отдает работодатель и чуть меньше (в объеме социальной пенсии – 500 франков) отдает государство. В результате пенсия доходит до 2000 франков в месяц, что более чем достойно. В России работающий не платит! Платят только работодатели (более 4 трлн рублей в год) и федеральный бюджет (3,4 трлн рублей в год). Такая система не может называться солидарной.
Власть рассуждает о том, что пенсионные выплаты достигли 8,7% (бюджет ПФР на 2018 год – 8439 млрд рублей) валового внутреннего продукта (ВВП) и это непосильно для бюджетной системы. Но если ВВП России, по данным МВФ, составляет более $4000 млрд, то бюджет ПФР «весит» только 3,1% от ВВП. Правительство «правильно» расставило цифры.
Еще страшнее рассказы власти о том, что федеральный бюджет не справляется с выплатами дотаций Пенсионному фонду. 3,4 трлн рублей в 2018 году составляют 19% от общих расходов федерального бюджета. Это действительно много. Но федеральный бюджет в России очень мал в сравнении с другими странами. Он составляет только 6,7% от реального ВВП в $4 трлн. В странах с наивысшим уровнем пенсий и большим удельным весом пенсионеров государственный бюджет к уровню суверенного ВВП составляет: в Германии – 43,6%, во Франции – 50,2%, в Дании – 54%, в Финляндии – 52,2%. В Дании, между прочим, средняя месячная пенсия – более $2000! Значит цифры нашим правительством опять расставлены «правильно».
Нас убеждают, что работодатели не могут увеличить платежи в ПФР. Поэтому, не желая делать пенсионную систему солидарной, власть решила не увеличивать численность пенсионеров, поднимая пенсионный возраст. Действительно, выплачиваемые работодателем пенсионные взносы составляют 22% от фонда оплаты труда, и это много. Но 20% выплачивают лишь до лимита в 1 миллион рублей зарплаты в год на работающего. Высокие зарплаты облагаются взносами только в 10%! Кроме того, есть масса льгот по разным основаниям для выплат взносов в меньшем объеме. Мы несколько лет назад, по заказу одного диссертанта, считали, на сколько возрастут выплаты в ПФР, если отменить эти льготы и лимит. Оказалось, что льготы и лимит «откусывали» четверть от выплат. То есть, если сейчас поработать в этом направлении, то бюджетные выплаты в ПФР можно сократить с 3,4 трлн рублей до 2,65 трлн.
Устранение существующих извращений бюджетной и пенсионной систем России (уже невозможно называть это недостатками) позволит во многом изменить удручающую статистику пенсионных выплат. Например, федеральный бюджет каждый год стал составляться так, что планируемый дефицит в середине года перерастал в профицит, и Государственная Дума каждое лето с упоением делит очередные полмиллиарда рублей профицита, надеясь в конце года проголосовать еще за полмиллиарда. Может, начать правильно нормировать и планировать бюджеты и тогда бюджетные выплаты в ПФР не будут столь трагичны? А если еще сократить коррупцию хотя бы на четверть, а если так называемое «бюджетное правило», отсекающее от выплат в бюджет практически половину стоимости экспортной нефти, изменить с уровня $40 за баррель до $50? Мне кажется, что тогда об увеличении пенсионного возраста можно было бы говорить не так категорично.
А пока мы в глобальном пенсионном индексе, публикуемом корпорацией Natixis, занимаем 40-е место – между Турцией и Бразилией, отставая от стран Западной Европы и США на порядок по финансовой обеспеченности жизни пенсионеров. Отстаем мы и в скорости здравых изменений пенсионной системы. В бывших странах социализма эти реформы уже состоялись или заканчиваются, и их основные отличия от перемен, предлагаемых нашей властью, в том, что пенсионный возраст увеличивали на 3-4 месяца за календарный год, а право выхода на пенсию, как и в других цивилизованных странах, сохранили на прежнем уровне. Каждый может выйти на пенсию в 60 лет, правда, получать он будет меньше процентов на 25 – 30. Однако может и сразу в 60 лет получать полную пенсию, если в период работы по найму платил свой солидарный взнос в пенсионный фонд чуть больше. Есть системы с меняющимся сроком выхода на пенсию в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни в стране. Например, в Словакии с 2004 года срок выхода на пенсию увеличивается по этой системе и достиг в 2017 году 62 лет и 76 дней, а в 2018 году увеличился еще на 63 дня. По их планам, пенсионный возраст вырастет до 65 лет к 2035–2037 году.
Общество все больше и больше желает участвовать в управлении своей страной, в решении государственных вопросов. Пенсионные системы, варианты их реформ и изменений публично обсуждаются экспертами и специалистами, решения по ним принимаются очень демократично. В России этого нет, у нас считается законным непублично обсудить варианты, потом быстренько принять один из них, если ошиблись, то поправлять год за годом, а народ должен потерпеть…
Один мой знакомый говорит: «Опять кричат «Вперед, к новым прорывам!». Я таки боюсь, что, прорываясь, мы вывалимся вниз из общемировой задницы и больно стукнемся». Похоже, не так уж он неправ…