Алексей ОВЧИННИКОВ. Фото: Алексей ЛИПНИЦКИЙ | 02.03.2003 09:00:00
Маркетологи в последние годы отмечают резкое ухудшение общественной репутации рекламы. Навязчивые и за редким исключением однообразные рекламные клипы на телевидении и бесхитростные модули в печатных изданиях успели набить оскомину. Между тем отношение большей части населения к рекламе как к неизбежному, но крайне неприятному явлению можно изменить. Реклама может «учить хорошему», причем в легкой и остроумной форме. И для этого вполне оправданно использование творческого наследия наших предков.
До последнего времени фирмы, действующие в Архангельской области, довольно слабо использовали поморскую тему в своей деятельности. Но возрастание сложности позиционирования на внутреннем и общероссийском рынке потребовало оригинальных и свежих рекламных идей, что обусловило повышение интереса к богатейшей самобытной культуре Поморья.
Новый проект
На днях Национальный культурный центр «Поморское возрождение» и ООО «Фотоклуб «Сполохи» приступили к реализации нового оригинального рекламного проекта, названного «Поморский календарь». Новизна заключается в сочетании стилизованной «поморской» рекламы с календарной сеткой, ведущей отсчет с 1 сентября.
В календаре будут обозначены как общероссийские, так и поморские праздники, в частности - Новолетие (традиционный поморский Новый год, приходящийся по новому стилю на 14 сентября). Как утверждает автор идеи проекта Николай Чесноков, реализация проекта откроет принципиально новые возможности рекламного продвижения товаров и услуг.
Поморы вплоть до начала XX века пользовались в быту своим особенным календарем. Такой календарь представляет собой деревянный брусок, четырехгранный или шестигранный (на снимке), длиной от 20 до 77 см. Грани шестигранного бруска делились пополам, четырехгранного - на три части. Для счета дней делались зарубки на ребрах граней. Счет дней и месяцев в календаре велся слева направо, причем начало года приходилось на 1 сентября. Таким образом, грани четырехгранного бруска точно соответствовали четырем временам года.
Удобно и практично
Предлагаемый новый вариант «поморского календаря» сохранит главное качество - удобство использования в быту. В отличие от привычного календаря он охватывает традиционный для поморов цикл - с 1 сентября по 31 августа.
По ряду признаков поморский календарь намного практичнее, чем внедренный в начале XVIII века Петром I и использующийся до сих пор. Сентябрь - традиционное время начала учебных занятий в школах и институтах. К этому времени относится и окончание периода летних отпусков, а значит - начало действительного годичного цикла производственной деятельности. Сентябрь в Архангельске - это и традиционное начало Маргаритинской ярмарки. Всплеск деловой активности в осенний период приводит к многократному возрастанию спроса на рекламу. А календарь является одним из самых эффективных рекламоносителей - в силу его постоянной востребованности. Однако то, что обычные календари появляются накануне длинной череды зимних праздников, снижает эффект от их применения. Иное дело - новый поморский календарь.
С максимальной рекламной отдачей
Подготовка и печать поморского календаря придутся на летние месяцы - период затишья в полиграфии. Благодаря этому заказчики календарей смогут рассчитывать на самое внимательное к себе отношение, а возможно, и на серьезные скидки по оплате. К тому же лето дает массу сюжетов и возможностей для рекламной съемки - намного больше, чем зима. Наконец, появление рекламы на календаре именно тогда, когда она более всего востребована, обеспечит максимальную отдачу от рекламных кампаний.
Продвижение культуры
На возможные сложности в реализации проекта указал Вадим Трескин, директор по развитию Центра социологических и маркетинговых исследований «Форис». По его мнению, поморская культура сегодня уже практически не опознается даже на российском уровне. Нагляден пример АЦБК, отказавшегося после неудачной попытки от выпуска школьных тетрадей с сюжетами сказок Писахова. Если мы у себя еще помним таких авторов, как Писахов или Шергин, то остальная страна об их существовании просто не знает. Поэтому использование поморской символики само по себе еще не гарантирует успех. Необходима значительная доля креатива. Нужны и планомерные усилия областной власти по продвижению поморской культуры. Но сегодня отсутствует даже соответствующая экспозиция в областном краеведческом музее. Директор музея Владимир Любимов утверждает, что экспонатов для такой поморской выставки в запасниках музея достаточно - не хватает только средств.
Поморье - зонтичный брэнд?
Использование поморской темы в рекламных проектах могло бы способствовать решению еще одной задачи - формирования позитивного имиджа региона. Если внимательно посмотреть, обнаружится, что большинство тем, используемых сегодня рекламой, интернационально. А вот поморский быт, уклад, культура - это исключительно «наша тема». И даже попытка копирования ее фирмами других регионов будет способствовать привлечению внимания в первую очередь к нам и к нашим производителям. Активное и грамотное использование поморской темы нашими ведущими фирмами серьезно облегчило бы выход на рынок и другим, более мелким - под тем же «поморским брэндом».