ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 10:19

Исторический взгляд на туристическое развитие Сольвычегодска


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого и pomorland.travel, А. Федяевой | 21.09.2022 00:00:18
Исторический взгляд на туристическое развитие Сольвычегодска

В этом году старинный город Сольвычегодск отметил свое 530-летие. Уникальная красота, самобытность и богатая история выделяют его среди множества других малых городов России. В 2022-м на региональном уровне заговорили о туристской привлекательности Сольвычегодска. Об истории города, его достопримечательностях и перспективах развития «Бизнес-класс» побеседовал с директором Сольвычегодского историко-художественного музея Максимом ЧЕРНЫХ.


Сольвычегодск – один из самых малых городов не только Архангельской области, но и России. «По бумагам» здесь проживает всего 1800 человек, однако по факту гораздо меньше. Вместе с тем здесь бывают туристы, которых привлекает самобытность Сольвычегодска.

«Самое большое богатство города – его история. Сюда нужно приезжать не столько отдыхать, сколько работать, причем умственно – получать информацию, – уверен директор Сольвычегодского историко-художественного музея. – Богатое наследие города в первую очередь связано с фамилией Строгановых: это и архитектура, и местная школа иконописи, и золотное шитье. В свое время в Сольвычегодске жили замечательные ювелиры, многие их работы сохранились в музее».

solvichegodsk_ikoni.jpg

Сегодня Сольвычегодск несколько подзабыт, о его наследии не говорят широко. Зато в XVI–XVII веках город был очень известен не только в нашей стране, но и за рубежом.

chernih_m.jpg«Строгановы достаточно активно налаживали торговые отношения с Европой. В XVI веке торговые караваны ходили отсюда в Антверпен, Париж и другие города, – рассказывает Максим Черных. – Изначально Сольвычегодск – промышленный город, и в этом большая заслуга Строгановых. Здесь были развиты добыча железа и солеварение, уже в XVI веке в Сольвычегодске начали бурить соляные скважины. Строгановы изучали зарубежный опыт и применяли лучшие технологии. Такой подход характерен не только для промышленности, но и для школы иконописи, архитектуры того времени».

По мнению директора музея, людям важнее рассказать об этих удивительных страницах истории, чем просто показать красивые здания и иконы.

«Нет бизнеса – нет турпотока»

«В прошлом году по посещаемости музей вышел на допандемийный уровень. Хочу отметить, что мы имеем дело не с туристами, а с экскурсантами, – поясняет Максим Вячеславович. – В этом году посетителей еще больше, чем в 2021-м, минимум на 30 процентов. По нашим оценкам, в этом году их будет более 40 тысяч человек».

Часть посетителей музея – пациенты санатория. Однако главная аудитория – самостоятельные туристы, путешествующие на личных автомобилях.

solvichegodsk_3.jpg

«В основном у нас бывают молодежь и люди среднего возраста, семьи и компании друзей. Частые гости – жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, – уточняет директор историко-художественного музея. – Кто-то останавливается в Сольвычегодске переночевать, другие бывают проездом. Но они проводят здесь всего один день, и это плохо. Нет погружения в атмосферу, нужного восприятия информации, которую хочется «вложить» им в головы».

solvichegodsk_2.jpg

Задержаться в Сольвычегодске мешает отсутствие необходимой инфраструктуры, в частности точек общественного питания.

«В современном понимании туризма сегодня в городе нет условий для приема путешественников. Пока нет постоянного турпотока – нет бизнеса, а пока нет бизнеса, который создает комфортные условия для приезжих, – нет потока. Замкнутый круг! Хорошо, что существуют люди вроде Екатерины СЕРЫХ, которые не боятся вкладывать средства в инфраструктуру», – отмечает наш собеседник.

Усадьба с историей

Три года назад Сольвычегодский историко-художественный музей и предприниматель Екатерина Серых реализовали совместный проект – восстановили гостевой дом Григорова и вдохнули в него жизнь. Здание построено во второй половине XIX столетия и принадлежало местному крестьянину Николаю Григорову. Хозяин сдавал комнаты для проживания политическим ссыльным, отбывавшим наказание в Сольвычегодске. Одним из них был Иосиф Джугашвили (И. В. Сталин).

solvichegodsk_gost_dom.jpg

Дом Григорова был выкуплен государством в 1937 году. В разное время в нем располагались музейная экспозиция, библиотека, общежитие, кабинет директора музея. С 1990-х здание не эксплуатировалось. В 2019 году, к 100-летнему юбилею музея, была выполнена полноценная реставрация здания, приспособление его для современного использования.

«Когда получили финансирование на проведение работ, я был приятно шокирован. Но вместе с тем появился вопрос: что организовать в этом доме? У нас уже есть Музей И. В. Сталина, и его дублер попросту не нужен, – вспоминает директор Сольвычегодского историко-художественного музея. – Решение этого вопроса подсказала сама жизнь. Нам начали поступать звонки с просьбой пустить путешественников переночевать в Музее И. В. Сталина. Стал выяснять, откуда возник запрос, потому что подобные услуги мы не предоставляли. Оказалось, что об этом рассказали в фильме «Архангельский тракт», который вышел на канале Discovery. Переночевать в музей мы, естественно, никого не пустили, но пришло понимание, что спрос на такие услуги есть».

Так появилась идея организовать музейный гостевой дом. На реставрацию объекта средства были, но на его наполнение – нет. При этом «начинка» будущего гостевого дома, по подсчетам Максима Вячеславовича, обошлась бы более чем в миллион рублей.

solvichegodsk_serih.jpg

«В то же время в городе появилась предприниматель Екатерина Серых, которая выкупила в Сольвычегодске другой объект – лимонадный завод – и хотела развивать здесь бизнес. Видя ее активность, мы решили предложить ей заняться организацией гостевого дома, – продолжает Максим Черных. – Посовещались с министерством культуры региона и в итоге заключили с Екатериной договор аренды. В нем прописаны ограничения: необходимо соблюдать охранные обязательства, а также использовать здание исключительно под гостевой дом. Интерьер должен быть согласован с музеем. Все условия Екатерина соблюдает».

Гостевой дом полноценно работает уже несколько лет. Он рассчитан на туристов, которые хотели бы остановиться в аутентичном доме, окунуться в атмосферу города времен конца XIX – начала XX веков, узнать об истории Сольвычегодска и при этом не потерять в комфорте. В пространстве дома органично сочетаются старинная и стилизованная новая мебель.

«Открытие гостевого дома дало новый виток интереса к Сольвычегодску. У нас появилась еще одна достопримечательность. Даже местные жители приходят сюда на экскурсии, приводят своих родственников, гордятся тем, что в городе есть такое место. Вообще без поддержки населения очень сложно развивать туризм», – считает Максим Вячеславович.

Приплывухи – новый бренд

Еще одна из визитных карточек Сольвычегодска – фестиваль Козьмы Пруткова, который традиционно проходит вместе с Прокопьевской ярмаркой. Мероприятия стали частью программы празднования дня рождения города, который в этом году отметил 530-летний юбилей: торжества посетили более семи тысяч человек. Один только Благовещенский собор посмотрели две тысячи гостей.

Летние мероприятия в Сольвычегодске – это объединение истории промышленных инноваций и традиций. Так, на фестивале Козьмы Пруткова были мастер-классы по берестяному и кузнечному делу, деревянной скульптуре и выварке соли, а также знакомство с техникой усольской эмали.

solvichegodsk_priplivuhi.jpg

Кульминацией праздника стал фольклорный спектакль Котласского драматического театра «Съезжий праздник – ярмарка невест «Вычегодские приплывухи». Это часть проекта, направленного на сохранение культуры, обрядов, фольклора Сольвычегодского уезда, который реализуется в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив.

«Уже второй год мы прорабатываем тему сольвычегодских приплывух: невест, которые собирались на Прокопьевскую ярмарку со всего уезда, приплывали на лодках, причем сразу с приданым. Получалась настоящая ярмарка невест! В этом году благодаря Котласскому драматическому театру удалось устроить целое уличное шоу. Этот проект планируем продолжать, хотим сделать его более длительным и расширить географию, чтобы невесты приплывали и из Виледи», – поделился планами Максим Черных.

На пути к музею-заповеднику

Также в ближайших планах у директора музея – изменение статуса учреждения на природный музей-заповедник.

«Это многое даст в свете развития туризма. Сегодня у нас в уставе, да и в целом в законе о музейном деле четко прописаны задачи и обязанности, в круг которых развитие туризма не входит, – объяснил Михаил Черных. – Однако статус музея-заповедника позволит более широко подойти к понятию охраны наследия, расширить нашу зону влияния не только на движимые предметы, которые составляют музейные коллекции, но и в целом на городскую среду. В Сольвычегодске есть что сохранять!»

solvichegodsk.jpg

Одна из ближайших задач – музеефикация Усолья: соленого озера, имеющего богатую историю.

«С одной стороны, это археологический памятник, который даст много информации о солеварении и развитии промышленности в Сольвычегодске. Но этим его значение не ограничивается. С этого места и началось богатство Строгановых, – поясняет наш собеседник. – Планируем исследовать озеро, чтобы привлечь к нему дополнительное внимание, благоустроить территорию вокруг и сделать его еще одной достопримечательностью».

Другая идея – создание музея под открытым небом на территории двух заброшенных деревень в заказнике.

«На мой взгляд, место очень перспективное. Деревни могли бы стать хорошей отправной точкой для экологического туризма. К примеру, здесь можно засеивать целые поля, выращивать лен, рожь, демонстрировать традиционное землепользование, включая агрономию, сельское хозяйство, животноводство, – поделился свои видением развития туризма Максим Черных. – Также можно показать, как получали железо, варили соль, чтобы гости могли погрузиться в историю, приобщиться к крестьянскому труду. Сегодня мы организуем подобное погружение в мастеровом дворике, но хотелось бы это направление расширить. Пока это лишь мечты, но они о том, чтобы снова, как в прежние времена, в Сольвычегодске развивались традиционные промыслы, пусть даже не в тех масштабах, как века назад. Именно за этим будущее».





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей