Анастасия ШОЛОМИЦКАЯ | 09.02.2003 09:00:00
«Бизнес-класс» в номере за 27 января попытался разобраться, каковы все же глубинные проблемы пассажирских автотранспортных перевозок в Архангельске. Сегодня мы продолжаем тему и даем слово основным игрокам, которые готовы не только участвовать в этой работе, но и определять правила игры. Итак, наш вопрос. Что на законодательном уровне нужно изменить, чтобы соблюсти баланс интересов пассажиров, предпринимателей, муниципальных предприятий, городского бюджета?
Евгений УХИН - депутат областного Собрания по округу 1, председатель постоянной депутатской комиссии по экономике:
- Проблему нужно рассматривать с двух сторон: первая - действия муниципальных властей, вторая - сам по себе бизнес частных перевозчиков. Например, две мои избирательницы, частные предприниматели с Зеленца, имеют автобусы ПАЗ. Но добиться от мэрии разрешения на перевозку пассажиров по маршруту они не могут. И не на какой-нибудь суперхлебный маршрут просят, а на наши окружные - 3-й или 33-й А. Предпринимательницы готовы создать рабочие места - кондукторами, водителями тоже станут жители Зеленца, где процветает безработица. Тем не менее из мэрии следуют отказ за отказом. А люди с окраин продолжают жаловаться на плохую работу транспорта. Что касается законов, то у нас мало предусмотрено административной ответственности для муниципальных предприятий. Сейчас, насколько мне известно, есть проект областного закона, который предусматривает наказание за нарушения в городском хозяйстве, в том числе и в транспортных услугах. Например, за невыход транспорта на линию. Причем наказывать надо одинаково и муниципалов, и частников. Так что мое мнение - модернизировать областной закон о пассажирских перевозках нужно. Возможен другой вариант - принять закон об административных правонарушениях, где прописать ответственность перевозчиков. Что же касается льгот, то если государство придумало федеральные законы о ветеранах, об инвалидах, то выполнять их должны все. Я считаю, что не стоит и браться за бизнес, если не можешь работать в нем по закону. Занимайся тогда торговлей, общественным питанием или чем-нибудь еще. У нас насчитывается более тысячи видов деятельности. Тем частным перевозчикам, которые не могут возить льготников, нужно приостанавливать лицензии, я так считаю.
Александр ИВАНОВ - депутат областного Собрания по округу 7, председатель планово-бюджетной комиссии:
- В чем состоит суть законодательного регулирования проблемы? Закон определяет права, обязанности, действия разных сторон процесса. В транспортном обслуживании горожан регулируемые участники процесса - это сами граждане, фирмы, которым принадлежат автобусы, и органы местного самоуправления, обязанные регулировать графики движения, маршруты, цены. Вот эти три стороны должны быть законом снабжены правами, обязанностями, которые им надлежит исполнять. К сожалению, главной проблемой нашего областного законотворчества является низкий уровень управленческой культуры. Мы прописываем, какой марки должен быть автобус, какая информация может в нем быть размещена, и прочие мелочи. Но нам не хватает способностей прописать обязанности органов местного самоуправления, определить те рычаги, с помощью которых они будут управлять перевозками в интересах людей.
Тот закон, который сегодня действует, сделан на принципах инструктивного подхода к процессу. Мы определили все, кроме главного - как участвует муниципальная власть. Сейчас настала пора осознать, осмыслить, внести эти положения в закон. Например, сейчас мэрия не может ничего приказать или указать частникам. И даже игра вокруг распределения транспортных маршрутов - всего лишь игра. Мы знаем из печати о фактах появления пиратских автобусов на улицах Архангельска. Мэрия не может ничего сделать по отношению к ним. Исходя из понимания системы управления, надо сначала определить тот объем власти, который мэрия может проявить по отношению к транспортным перевозчикам. Например, права на маршрут. Понятие «автобусный маршрут» многокомпонентно. Есть имущественная сторона: это сама дорога, заездные карманы и т.д. Т.е муниципальное имущество. И есть нематериальные ценности, неимущественные права мэрии - это график движения автобусов по маршруту, диспетчеризация, названия остановок и т.д. Все это нужно точно идентифицировать и закрепить права мэрии на маршрут. Все транспортники, будь то частники или муниципалы, на основании договора или любого другого соглашения обязаны будут получать у мэрии права на пользование этим маршрутом. С заключившими такой договор можно будет точно определить его права и обязанности во имя соблюдения интересов горожан. Например, сегодня нет четкой регламентации цены билета для частных автобусов, иными словами, цену они назначают сами. Мне кажется, власть вполне могла бы на основании подобных договоров определять, сколько будет стоить билет или как частник будет возить льготников. Вот с чего нужно начинать вносить поправки в закон, все остальное будет лишь техническими дополнениями, которые ничего принципиально не изменят.
Владимир ПОДШИВАЛОВ - начальник управления транспорта и связи мэрии
г. Архангельска:
- Проблема в том, что нет законодательной базы, касающейся пассажирских перевозок на общественном транспорте федерального уровня. Нет, например, федерального документа под названием Правила перевозки пассажиров. Из-за отсутствия федеральных законов мы вынуждены разрабатывать подробные законы на региональном уровне. Например, сейчас в судебном порядке прокуратура пытается оспорить положение областного закона, определяющее понятие «маршрутное такси». Дело в том, что классность определяется не по вместимости пассажиров, а по длине автобусов. К маршрутным такси можно отнести только транспортные средства малого и особо малого класса. Что касается компенсаций льготникам, то здесь незачем изобретать колесо. Самое разумное было бы платить их адресно. Когда в транспорте платят все, а льготники реализуют свои права, получая адресные доплаты, например к пенсии, или денежные компенсации проезда на предприятиях и в организациях. Сейчас мы решаем с частными перевозчиками вопросы приобретения ими автобусов большого и особо большого класса. Муниципальным предприятиям нужно будет помогать, а частники способны приобретать подобные машины самостоятельно. Например, предприятие «Транс Т» уже закупило без муниципальных дотаций 4 больших автобуса. Если частники начнут так работать, исчезнет проблема перегрузки городских улиц, повысится безопасность движения. В общем, мне кажется, что сами условия работы подвигают частных перевозчиков работать цивилизованно и по установленным властью правилам. А что касается суда, который выиграл 21 января у Российской транспортной инспекции один из частных предпринимателей, открывший несанкционированный нами маршрут в городе, то решение его основано на формальных признаках, и мы уверены, что суд высшей инстанции это решение оспорит. Так что законодательство, конечно, нужно совершенствовать. Так в 2002 году были внесены изменения и дополнения в областной закон о порядке обслуживания перевозчиками маршрутов общего пользования . Кроме того нужно обязательно принять на ближайшей сессии областного Собрания закон «Об административных правонарушениях», где прописать ответственность перевозчиков за нарушение законов и договорных обязательств при обслуживании пассажиров.
Александр СКОРОХОДОВ - председатель совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области:
- Устав автомобильного транспорта (федеральный документ), которым мы пользуемся сегодня, страшно представить, был принят в 60-х годах прошлого века, а новый устав уже 13 лет блуждает в кабинетах власти. Конечно, если на уровне Федерации никому ничего не нужно, то уж что там говорить о местном городском регулировании. Крутятся колеса автобусов - и ладно. Когда пассажирский транспорт жил хорошо? Только при советской власти. А сейчас нам не хватает разумного внимания властей. А за бесконечным потоком слов, которые говорят власть имущие, похоже, просто скрывается попытка приукрасить действительное положение дел. Власть должна создать баланс частных и муниципальных перевозок.
Игорь ПЛОТКИН - исполнительный директор Ассоциации автотранспортников Архангельской области:
- Сегодня есть арифметика в России: если частник будет возить более 50% пассажиров, больших перспектив у муниципального перевозчика не будет. Чем это обернется? Лишением льгот самых незащищенных слоев пассажиров - пенсионеров, инвалидов. Нам кажется, что на областном уровне в плане законодательной базы у нас все есть. В областном законе прописано очень подробно, кто и как должен работать, есть сложившаяся процедура конкурсов на обслуживание маршрутов. Но вот работа Российской транспортной инспекции вызывает большие вопросы. Она на основании минимума документов, подчиняясь федеральным правилам лицензирования, выдает предпринимателям право заниматься этим бизнесом. Однако есть и опыт других городов, где власти удается заставить частников соблюдать интересы пассажиров. И дотации делятся на всех, кто возит льготников. Мы за такие равные для всех условия игры. Власть должна понять, что бизнес этот интересный, привлекательный для частных перевозчиков, и она может задавать вопросы, которые нужно задавать. О тех положениях, которые федеральный закон недоработал, мы можем договориться. В других городах предпринимателям и власти это сделать удалось.