Илья ЛЕОНЮК | 15.03.2018 17:35:35
Рынок телекома уже долгое время является одним из самых динамичных. Законодательные изменения, рост потребностей в услугах связи и ожиданий клиентов от их качества держат мобильных операторов в постоянном тонусе. О том, как меняются потребности пользователей, нужна ли персонализация, и как продавцы кофе помогают операторам мобильной связи, «Бизнес-классу» рассказал директор архангельского филиала Tele2 Александр КУЛЬБА.
- Сегодня повсеместно говорят о цифровизации экономики – проникновении информационных и телекоммуникационных технологий в сферы бизнеса и госуправления. Мобильные операторы участвуют в этом процессе?
- Безусловно! Мы в Tele2 используем современные цифровые возможности для обучения, оценки, повышении уровня вовлеченности сотрудников. При этом мы еще являемся технологической платформой для цифровизации. Без современных услуг связи – скоростного мобильного интернета в первую очередь, невозможно развитие рынка цифровых товаров и услуг. Мобильность продавца и клиента имеют все большее значение. Растут онлайн-продажи – у нас на 30%. Уверен, их рост, как в абсолютных показателях, так и увеличение доли в продажах в целом продолжится и в 2018 году.
- Когда слышу о цифровизации, кажется, что это громкий термин, который если и имеет отношение к бизнесу, то где-то в Москве и Петербурге. А как с этим дела в нашей области?
- Архангельская область в тренде, вообще цифровизация во многом стирает границы, ускоряет и упрощает решение вопросов, вне зависимости от региона, где вы живете. А с «платформой» - скоростным интернетом – у нас все в порядке. Например, 4G доступен 75% населения области, при том, что в регионе мы запустили сеть четвертого поколения только в июне 2017 года и, конечно, продолжаем ее развивать. Кстати, живой пример цифровизации и использования М2М (межмашинного взаимодействия): недавно отдыхал в туристическом комплексе в Устьянском районе. Там персонал при мне включал с телефона освещение на лыжной трассе в лесу. На телефон можно завести управление светом, теплом, охранной сигнализацией и многое другое. Так что бизнес в районах вовсю внедряет технологии.
- Передовые пользователи интернета, наверное, все-таки в Архангельске и Северодвинске?
- Интернет-трафик растет везде. По Архангельской области показатель за год вырос в 3,5 раза. Самые «трафиковые» 4G-места, конечно, в областном центре и Северодвинске. Мы анализировали: наиболее активные пользователи 4G – в районах общежитий САФУ и других учебных заведений города, а в Северодвинске — в районе Севмаштуза. По области лидерами стали города Котлас, Вельск и Мирный, где живут служащие космодрома Плесецк. В целом активных интернет-пользователей становится больше по всей области: растет трафик, увеличивается количество «умных» устройств, которые используют наши абоненты.
Доля смартфонов с поддержкой 4G в сети Tele2 в регионе сейчас приблизилась к 20%, тогда как еще два года назад этот показатель равнялся 4%. В целом смартфонов больше половины. Так что платформа для внедрения и развития цифровых услуг в Поморье есть.
- Кнопочные телефоны в прошлом?
- Нет, их доля пока еще велика, но тренд на уменьшение числа таких трубок очевиден. Кому-то, например, для работы требуется только голосовая связь и SMS, и они используют такие аппараты как вторые устройства. Например, сотрудникам на оборонных предприятиях в нашей области можно пользоваться только кнопочными телефонами. Очевидно, что школьники и студенты больше пишут и реже звонят. Но в целом голосовой трафик остается востребованным. Пакет минут заложен в тариф с абонентской платой. С учетом безлимитных звонков внутри сети абоненты не беспокоятся о счете за каждую минуту, а спокойно общаются с друзьями и близкими. Интернет-трафик растет, но и голосовые услуги продолжают приносить пользу, поэтому кнопочные телефоны пока еще поработают на нас.
- Получается, абоненты разные и всем нужно что-то свое. Как всем угодить?
- Конечно, мы все разные и по-разному ведем себя в цифровом мире. Традиционное деление по возрасту и социальному статусу – студент, рабочий, пенсионер – уже малоэффективно. Есть пенсионеры, которые постоянно пользуются Youtube и Facebook, а есть те, кто только время от времени звонит по мобильному детям. Это же касается и, к примеру, офисных работников. Все разные. Одну универсальную услугу всем не предложишь.
- Как вы решаете эту проблему? Под каждого не сформировать именной тариф.
- Мы предлагаем набор из четырех тарифов с включенным интернет-трафиком и минутами, а также один без абонентской платы. Пользователь выбирает подходящий в зависимости от потребностей в звонках или интернете. Но и дальше абоненту доступны инструменты, с помощью которых он самостоятельно настраивает тариф для себя. Например, пользователь одним нажатием кнопки в «личном кабинете» может обменять имеющиеся минуты на гигабайты – услуга «Обмен минут на Гб» у нас очень популярна, за 2 месяца больше миллиона наших клиентов ей воспользовались. Помимо этого, если в конце месяца остались неизрасходованные минуты или интернет-трафик, мы их не аннулируем, а переносим на следующий месяц. В новом месяце можно будет больше проговорить или скачать видеороликов. Удобно и выгодно, причем независимо от того, что называется «профилем потребления»!
- Операторы, помимо минут и гигабайтов, предлагают множество других услуг: музыка, кино, банковские карты и т.п. Кому-то они нужны, а кому совсем нет. Своеобразная игра в «угадай мелодию», только угадать надо, что хочет клиент. Как справляетесь?
- Конечно, помогают традиционные инструменты: социологические опросы, анализ того, с чем клиенты обращаются в службу поддержки, какую обратную связь оставляют в салонах. Новым решением стала технология Big Data: обезличенные (это важно!) данные анализируются, и мы получаем полезные для развития сведения. Технология помогает лучше понимать пользователей и предлагать им то, что они действительно хотят, и во многом предвосхищать их запросы.
- Как это работает в вашем бизнесе?
- Примеров множество. С помощью анализа «больших данных» Tele2 строит эффективную сеть точек продаж. Теперь мы заранее понимаем, какой трафик будет в салоне, если его открыть по тому или иному адресу, насколько он будет востребован. Мы можем спрогнозировать, какая у точки будет экономика, сколько смогут заработать на ней партнеры.
Применяем Big Data и при развитии сети, заранее планируя расширение там, где прогнозируется рост трафика.
- Если все можно сделать через телефон, в том числе, говоря о мобильной связи, купить гаджет, SIM-карту и подключить услуги, ваши салоны связи останутся ли кому-нибудь нужны?
- Салоны связи, как и кнопочные телефоны, не исчезнут в ближайшее время. Мы, кстати, только в этом году открыли новые салоны в Архангельске и Северодвинске, на очереди –Новодвинск. Цифровизация – это ведь не про замену существующих бизнес-процессов, а про их оптимизацию с помощью новых технологий. Как уже говорил, с помощью Big Data можно просто выбрать лучшее место для фирменного магазина. А также понять, что еще в салоне может потребоваться клиенту.
Например, Tele2 стала экспериментировать с форматами. В Санкт-Петербурге и Москве мы открыли несколько салонов, расположенных на одной площадке с кофейней Cofix. В других городах также начинают открываться салоны по соседству с точками кофе на вынос. Скоро откроем в похожем формате салон и в Архангельске. Для бизнеса это возможность сэкономить на аренде. Для клиента – возможность решить вопросы со связью и тут же взять с собой чашку кофе и сэндвич. Оперативно получить то, что требуется часто спешащему горожанину.
- Кофе и связь – действительно другой подход получается.
- Сейчас появляется множество новых возможностей, которые делают нашу жизнь комфортнее. Сегодня нормально, когда абонент с телефона через бонусную программу покупает товары, например, в AliExpress, получает кешбэк на счет при оплате банковской картой, а потом забирает посылку в одном из салонов связи. При этом и телефон, и бонусную программу и банковскую карту, и точку выдачи товара организует сотовый оператор. Своеобразное единое окно в цифровой мир.