Андрей САХАРОВ | 27.06.2014 08:14:41
Предприниматель Сергей СТАРИКОВ, рассказывая о своем бизнесе, не критикует власть и не жалуется на конкурентов. Он вполне доволен условиями работы в Архангельской области. За несколько лет он смог создать производство и торговую сеть, где реализуются натуральные продукты под маркой «Двинские»: напитки, хлеб и выпечка, молочная продукция.
– Несколько лет назад у меня возникла идея помочь фермерам сбывать продукцию через отдельную торговую сеть. Ведь в Архангельске, по сути, кроме Центрального рынка, ее купить негде. Но, как оказалось, настоящих фермеров, которые производят готовую к реализации продукцию, практически нет. Она, как правило, не проходит исследований на качество и безопасность с учетом действующих в России технических регламентов, следовательно, легально торговать ей нельзя. Вместе с тем сейчас очень четко прослеживается желание потребителей покупать качественные и натуральные продукты местного изготовления.
Пришлось поменять подход к бизнесу – создавать свое производство хлеба, молока, охлажденных полуфабрикатов и готовых блюд. Например, покупаем сырое молоко у холмогорского хозяйства, через щадящую пастеризацию делаем его соответствующим ГОСТу на молоко питьевое, и продаем. Наш принцип – максимальная натуральность. Именно поэтому и показатели жирности в нашем молоке постоянно разные – какое молоко поставило нам хозяйство, такое и продаем, не изменяем его состава, оставляя молоко максимально полезным.
Сейчас в Архангельске под маркой «Двинские» работают: цех производства пива и напитков, два магазина с производственными цехами (одном – пекарня и отдел обработки молока, а в другом – пекарня и кулинарный цех) и 2 магазина придомового формата. Месяц назад мы открыли магазин с пекарней в Новодвинске.
Трудности? Сложно с закупками молока. Приходится поддерживать связи с несколькими поставщиками из ближайших районов. За пределами области молоко принципиально не покупаем. Кстати, мы в прошлом году первыми подняли закупочные цены на него.
– Какой объем производимой продукции должен быть в фермерском хозяйстве, чтобы вам выгодно было сотрудничать с ним?
– Здесь очень много параметров. Я в свое время изучал аграрный рынок Израиля. Там средний надой с коровы 43-47 литров, а у нас 20 литров – и это уже рекорд. Тут много проблем. Например, с вкусовым качеством кормов. Бывает, что молоко горчит, и потребителю это не нравится. Очень трудно объяснить покупателям, что дело не в качестве молока, а в корме для животных. При этом корм соответствует российским стандартам.
– А если отталкиваться от количества коров? Один из фермеров с острова Бревенник жаловался нам, что продавать молоко от пяти коров очень трудно…
– Сбыта в этом случае не будет. Не тот объем. Мы перерабатываем тонну молока за один производственный цикл, поэтому собирать крохи у таких мелких производителей не выгодно. К тому же мы берем только то сырье, которое прошло обязательный ветеринарный контроль. Кроме того, проверяем каждую партию в своей лаборатории. То есть без документов молоко мы не возьмем, и никто не возьмет.
Конечно, теоретически мы можем и самостоятельно за фермера всю документацию оформить, но надо понимать сколько это будет стоить. Поэтому фермер должен выстроить систему контроля качества производимой продукции и обеспечить производимую продукцию всей необходимой документацией. Только в этом случае он будет успешен. Проблемы сбыта продукции совсем мелких фермеров должны решаться с помощью «колхозных» рынков. Они оснащены ветлабораториями. Мы же ориентированы на средние хозяйства, которые содержат от ста коров.
– Ягоды для напитков вам действительно поставляют местные производители?
– Они поступают к нам от заготовителя в Виноградовском районе. Основная цель – использовать ягоды, собранные в нашей области. На меня выходили производители из Карелии, но я отказался от их предложений.
– Почему то у вас стоимость так называемой социально значимой продукции дешевле, чем у крупных производителей…
– С самого начала мы ставили цель – выпускать продукцию, доступную всем слоям населения. Затраты на сырье одинаковые, но хозяйственные и накладные расходы у нас меньше. Мы же относимся к сегменту малого бизнеса. Плюс на цену продукции влияет наценка торговых сетей, а мы продаем хлеб только у себя.
– Вы вообще не работаете с местным ритейлом?
– Работаем. Но продаем в крупных торговых сетях только напитки.
– На улицах Архангельска активно торгуют вашим квасом…
– Это оптовики. От уличных продаж мы отказались. Это не наш сегмент. Два года назад хотели торговать, но тогда помешали административные препоны. Поэтому посчитали, что раз есть оптовый покупатель, то и напрягаться не следует.
– Вы окончательно сформировали свою продуктовую линейку?
- Останавливаться на достигнутом нельзя. Варианты прорабатываются. Думаю, займемся мясными полуфабрикатами. Здесь есть сложности. Цены на качественное свежее сырье постоянно растут, а мы с «заморозкой» в любом случае связываться не будем.
Хотим занять свою «кондитерскую» нишу: производить продукцию только из натурального сырья, с ориентацией на советские ГОСТы. Сегодня в Архангельске в продаже нет таких кондитерских изделий. На рынке царствует сплошная химия. Да и специалистов по такой выпечке нет.
– Внешне, кажется, что на продовольственном рынке царит жесткая конкуренция…
– Не на конкуренцию надо смотреть, а на качество того, что производишь. Мы сами на себя «завязаны»: на сторону свою продукцию не отгружаем, за исключением напитков, и со стороны товар практически не берем. Это наше основное отличие. Такая автономность позволяет контролировать качество продукции. Стараемся закупать сырье без посредников. Хотя на мучном рынке эту проблему решить не можем. На прямые поставки производители не идут – наши объемы их не устраивают. У меня работают всего около 50 человек. Стараемся максимально, где возможно, автоматизировать производство.
Я, может, скажу невероятную вещь, но конкуренции на рынке Архангельска вообще нет. На рынке практически отсутствует качественная продукция и услуги. Надо давать людям качество, тогда вы займете свою нишу и будете успешны. Я в одном из российских городов знаю небольшое кафе с шаурмой, в которое невозможно попасть. Его хозяин из ближнего зарубежья делает шаурму только из мяса молодого барашка, поэтому отбоя от посетителей нет. Или возьмем простого сапожника, который делает свою работу хорошо. У него будут конкуренты? Нет! Мы ничего необычного не производим, а нишу заняли. Нужно просто отвечать за то, что делаешь.
– Хорошим тоном стало винить во всех бедах малого бизнеса власть. У вас другое отношение?
- Главная проблема в развитии малого бизнеса – тарифная политика монополистов от энергетики, а также отсутствие квалифицированных кадров. А так для малого бизнеса сейчас сладкие условия...
Проблема бизнеса и власти одна: нет тесного взаимодействия. Чья это вина, не знаю. Наверное, обе стороны виноваты в этом. Считаю, что сейчас основная задача власти – пропагандировать среди молодежи занятие бизнесом, делать это модным, показывать какую пользу малый бизнес приносит нашей области и обществу в целом.
Кроме того, система образования не отвечает реалиям нашего времени, не учит управлению бизнесом. У вчерашних выпускников крайне низкий уровень экономических знаний.
Вместе с тем я категорически не согласен, что у нас в регионе все плохо. Власть предлагает достаточно много мер поддержки бизнеса. Другое дело, что ими мало кто пользуется. Проблема многих бизнесменов, в том числе и фермеров, в низкой финансовой грамотности, неумении мыслить стратегически. Производство ради производства не имеет смысла. Надо просчитывать варианты сбыта заранее, а не уповать на доброго дядю сверху. Производственный бизнес в любом случае направлен на конечного покупателя. Есть возможность работать без посредников – замечательно! Если нет, то надо понимать, что те же крупные торговые сети – это конкурентный рынок. Поэтому стабильного сбыта не будет...
Хотел бы также затронуть тему «непомерно высоких налогов». Чушь! В какой еще стране мира малый бизнес может легально платить 3% с оборота, не считая налогов на фонд оплаты труда? Плюс сотрудники налоговой инспекции всегда открыты и готовы разъяснить спорные или непонятные моменты в налогообложении.
Аналогично и с контролирующими органами. Отслеживайте изменения в законодательстве, соблюдайте установленные правила и не будет никаких сложностей.
В общем, прежде чем кого-то винить, надо начать с себя и посмотреть, а все ли мы сделали правильно и качественно, можем ли мы действительно гордиться тем, что делаем!