Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 22.11.2013 01:57:24
В Силиконовой долине США трудится много наших бывших соотечественников, в том числе имеющих архангельские корни. 29-летний Аксар ХАРЕБОВ переехал за океан вместе с родителями в 1996 году, окончил университет в Санта-Барбаре и погрузился в IT-бизнес. Несколько лет назад он открыл в Силиконовой долине компанию, специализирующуюся на разработках для медицинской отрасли. О том, как в США заработать на IT-технологиях, Аксар Харебов рассказал «БК».
Аксар родился в Питере во время учебы родителей в Ленинградском университете и раннее детство провел в Архангельске на попечении дедушки и бабушки, да и после гостевал у них каждое лето. Получив образование, отец и мать - программисты по профессии - увезли сына в Америку. После окончания университета Аксар продолжил семейную традицию и стал разрабатывать технологии для социальных сетей, сотрудничая с компаниями, практикующими аутсорсинг.
«Нескольколет назад у бабушки случился сердечный приступ, и тогда я решил заняться дистанционной медицинской диагностикой, – рассказывает приехавший в Архангельск Аксар Харебов. – Суть работы - в создании программы, позволяющей врачам снимать данные домашних медицинских приборов пациентов онлайн. Сегодня врач ставит диагноз и прописывает лечение на приемах, но если данные о больном поступают в текущем режиме, то консультировать его можно без непосредственного контакта. Таким образом, экономятся: врачебное время, средства больных – не надо платить за посещение доктора и государства – онлайн-контроль за пациентами позволяет своевременно отреагировать на проблемы со здоровьем, а значит, продлевает им возможность работать. США сегодня тратит огромные средства на медицинские социальные программы».
До недавнего времени медицинские стартапы, по словам Аксара, в Штатах не были популярны из-за специфики работы врачей – пациенты платили им по факту приемов. Представители медотрасли были экономически не заинтересованы в новых технологиях, а раз нет спроса, значит, и бизнес не идет. Но с приходом к власти президента Обамы государство реформировало медицинскую систему страны. Теперь работа врачей оплачивается по принципу эффективности их лечения. Другими словами, в Штатах отныне стимулируется выздоровление, а не поддержание здоровья. И это дало толчок к развитию новых IT-технологий.
«Прежде все усилия «айтишников» направлялись на развитие социальных сетей, игр, различных коммуникативных приложений, – говорит Аксар. – Сегодня многие мелкие компании занимаются медтехнологиями».
Работы на этом фронте много, сейчас идет этап интегрирования IT-технологий и медтехники. На втором этапе начнется создание и улучшение аналитических систем. Однако и конкуренция на этом рынке огромная.
«Перефразируя известную поговорку про Голливуд, у нас в Силиконовой долине все программисты звезды, - замечает по этому поводу Харебов. – Конкурировать со своими коллегами по стартапам не хочется. Это очень тяжело. Все самому не охватить, и надо находить умных людей и сотрудничать с ними. Лучше драться за место под солнцем со старыми компаниями-производителями, живущими прошлым».
Поэтому русский американец предпочитает кооперироваться с потенциальными конкурентами и вместе идти вперед. По его мнению, разделение труда между бывшими соперниками помогает выживать небольшим компаниям с численностью работников 5-10 человек. Более того, Аксар активно участвует в обмене опытом и идеями в Силиконовой долине, организуя встречи с потенциальными покупателями IT-технологий. Он мог бы бесплатно устраивать презентации и для российских медицинских стартапов.
«Мне будет интересно помочь инноваторам из Архангельска, – говорит Аксар. - Может быть, свести их с покупателями из США».
Его компания сегодня насчитывает несколько человек, генерацией новых идей и воплощением их на практике занимается отец Аксара, а сам он сосредоточен на маркетинге. Чтобы понять и изучить потребности медицинских организаций, Харебов советует стартаперам начать с разработки веб-сайтов и программы эффективности использования ресурсов медучреждения. «При разработке продукта надо быть гибким, знать, как он будет работать и для кого», - считает программист.
Что же касается готовых продуктов, то, несмотря на широкое распространение Интернета, продавать IT-технологии все еще эффективнее с помощью личных презентаций: демонстрировать «пилоты» в медицинских учреждениях. Кстати, несмотря на личный опыт, Аксар советует все же начинать не с нуля, а применить свои знания в новой, но растущей компании. Ведь самостоятельно пробиваться к успеху очень сложно. «Пытайтесь. Пробуйте реализовать свои задумки. Но не бейтесь головой об стену, ищите, как обойти возникающие проблемы», - напутствовал начинающих коллег американский программист.