ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Суббота, 20 апреля, 2024 01:59

«Строители Севера»: 50-й номер «Бизнес-класса» в 2020 году вышел в формате спецвыпуска


ИМИДЖ-ПРЕСС | 29.12.2020 14:50:04
«Строители Севера»: 50-й номер «Бизнес-класса» в 2020 году вышел в формате спецвыпуска

50-й номер «Бизнес-класса» в 2020 году вышел в формате специального выпуска «Строители Севера», посвященного строителям, проектировщикам и изыскателям. Эта отрасль не вошла в список наиболее пострадавших от пандемии, однако несмотря на все сложности, с учетом ограничительных мер, в Архангельской области продолжалось строительство и социальных объектов, и коммерческих – новые квартиры и новые удобные площади для бизнеса нужны всегда. Предлагаем вашему вниманию один из материалов спецвыпуска «Строители Севера».


Что волнует строительную отрасль и как должен складываться разговор между заказчиком и подрядчиком? О роли саморегулятора в этом диалоге и перспективах индустрии размышляет исполнительный директор СРО «Союз профессиональных строителей» Андрей БЕССЕРТ.

sro_bessert.jpg– Вот уже более десяти лет роль негосударственного управляющего в сфере строительства в регионах исполняют саморегулируемые организации. Мы следим за тем, чтобы все участники рынка строительных услуг, работающие в первую очередь с муниципальным и государственным заказом, соответствовали всем необходимым требованиям или, другими словами, были в состоянии вовремя и с надлежащим качеством его выполнить.

Сегодня в СРО «Союз профессиональных строителей» более пятисот компаний из Архангельской области и Ненецкого автономного округа. На самом деле строительных организаций в регионе больше, но наша политика заключается не в погоне за количеством, что, в общем-то, оправданно с коммерческой точки зрения, ведь все участники союза делают регулярные взносы, а в том, чтобы в объединение входили исключительно «состоятельные» строители – т. е. состоявшиеся на рынке компании. За последние три года более ста организаций были исключены из союза либо вышли добровольно, и сегодня в СРО – только проверенные временем строители. 

Мы не являемся надзорным органом. Но на деятельность компаний влияние имеем. Приостановка права на осуществление работ или исключение из союза создает любому строителю массу проблем. Однако подобные решения принимаются коллегиально. Мы реагируем не только на запросы официальных органов, но и на публикации в СМИ, в которых сообщается о возникших проблемах при возведении того или иного объекта. Вопросы рассматривают наши специалисты контрольной и дисциплинарной комиссий, и лишь на заключительном этапе решение об исключении из союза принимает совет СРО, в состав которого входят руководители крупнейших и весьма уважаемых в области строительных компаний.

Недоработки, но очень существенные 

Да, к строителям сегодня много вопросов. Здесь не уложились в сроки, там сэкономили на материалах и так далее. Почему так происходит? 

Прежде всего надо понимать, что темпы и объемы строительства сегодня колоссальные. Можно много рассуждать про стагнацию и прочие материи, но столько, сколько строится сегодня, – такого не было последние лет тридцать. Это очевидный факт. Жилье, мосты, дороги, больницы, школы и сады, заводы, городская инфраструктура, капитальный ремонт и так далее... 

stroyka_sad.jpg

Именно в этом, думаю, кроется одна из причин возникающих проблем. Максимально жесткой советской модели регулирования в строительстве уже нет, да она и невозможна в нынешних реалиях. Современная система, основанная на проведении торгов, при всех ее плюсах имеет и ряд существенных минусов, о которых в профессиональной среде разговоры ведутся далеко не первый год. Есть заказчик, и есть подрядчик. В СМИ обычно выплескивается пена возникающих споров, а истинные причины скрыты под волнами этого процесса.

Образно выражаясь, мы все участники регаты, и все без исключения стороны заинтересованы в конечном результате. Но что мы видим на практике? Проблемы, как правило, возникают тогда, когда не учитываются местные условия. Одно дело завезти стройматериалы, скажем, в Вельск, и совсем другое – в Мезень, хотя по сметам суммы рассчитываются примерно одинаково, исходя из расстояния. Но через Вельск проходит федеральная трасса и рядом железная дорога, а через Мезень… река Мезень, по которой много не завезешь. 

Часто проблемы возникают даже не на этапе строительства, а на этапе планирования, проектирования и изысканий. Ошибки в инженерных изысканиях отражаются на проектировании, ошибки в проектировании сказываются на конечном результате. А система торгов, к сожалению, допускает проведение экспертизы даже без выезда на место, т.е. дистанционно, это уже просто тренд какой-то. А как можно грамотно подготовить проект, не зная реалий? Ответ: никак!

Типичный пример. Появляется информация о том, что подрядная организация некачественно построила спортивный объект. У надзорных органов возникают вопросы к строителям. Скандал в СМИ. Для подрядчика дело пахнет керосином. Бюджетные деньги освоены неэффективно, в землю зарыты миллионы и т.п. А кто зарыл? Строители – такой, естественно, напрашивается вывод. 

По факту так оно и есть, кто же еще? Но строители – это последнее звено процесса, т.е. исполнители, которые действуют строго по утвержденному заказчиком и прошедшему государственную экспертизу проекту, основанному на результатах изысканий. А по проекту объект должен стоять на твердом грунте, хотя было сразу понятно, что работать придется в болоте, где обязательна нужна выторфовка, не предусмотренная проектом и не обеспеченная финансами. Даже самый совестливый застройщик не возьмет на себя такую ответственность и не решится отклоняться от проекта. А внесение изменений в проект – это срыв сроков и дополнительные средства, контрактом не предусмотренные. 

tsibul_v_holmogorah_dom.jpg

Другими словами, многие скандальные ситуации являются следствием недобросовестно проделанной работы еще до этапа начала строительства. Я не скажу, что это чья-то некомпетенция или злой умысел. Скажу мягче – недоработки, но очень существенные!

Наша главная задача – избежать всего этого негатива. Думаю, что в нынешних обстоятельствах это возможно, но при одном условии: должна быть общая заинтересованность. 

В роли арбитра

Мы лучше, чем кто-либо, знаем специфику строительного рынка Архангельской области и НАО, знаем всех строителей, их сильные и слабые стороны, кто и как умеет строить, другими словами, мы являемся экспертами на этом рынке. 

Саморегулятор может выступать в роли арбитра, давая объективную оценку всем участникам торгов. Заказчик не обладает такой информацией, а мы обладаем. Мы знаем, как та или иная организация ведет документооборот, какая у компании есть техника, сколько сотрудников в штате, как были выполнены предыдущие контракты. Эта информация даст возможность заказчику понимать, чего ждать от нового контракта. И опыт компании, ее квалификация должны стать одними из самых важных критериев. 

Строители устали от постоянного обновления федеральных законов и подзаконных актов, и сегодня отрасль чересчур зарегламентирована. Это очень мешает работать.

Но как бы то ни было, отрасль живет, и даже пандемия не сильно отразилась на темпах строительства, хотя далось это непросто. Многие вопросы регулирования и согласования можно решать на местах, и власти вполне могут влиять на эти процессы. Новая команда управленцев в областном правительстве и в мэрии областного центра может рассчитывать на понимание и поддержку строителей. Мы же со своей стороны готовы к сотрудничеству, готовы помогать и, более того, именно в этом видим свою главную задачу.

Для справки

PDF-версия специального выпуска «Строители Севера» выложена по ссылке. Другие статьи в течение января смотрите на нашем сайте.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей