Людмила СЕЛИВАНОВА | 14.09.2019 13:14:15
В нескольких округах Архангельска отныне с полным правом можно строить и реконструировать дома в так называемой «шумовой зоне» аэропорта Архангельск. Под запрет попадали участки в Соломбальском (от реки Соломбалки), Маймаксанском и Северном округах. Областной суд при участии правового центра «Содействие» признал противоречащей федеральному законодательству статью 13 Правил землепользования и застройки города, которая запрещала возводить жилье и социальные объекты на этой земле.
В 2017 году был принят Федеральный закон №135-ФЗ, гласящий, что в течение 360 дней со дня его опубликования у каждого аэропорта страны должен появиться проект приаэродромной территории (ПАТ). Раньше это была окружность радиусом 30 км от середины взлетно-посадочной полосы. Принятый закон разделил ПАТ на семь подзон, строительство в которых регламентируется в зависимости от близости к аэропорту.
«Прошло больше года, но проект приаэродромной территории так и не разработан, следовательно, не могло быть установлено и каких-либо ограничений по использованию земельных участков, где допускается жилищное строительство. Областной суд принял очень важное решение, дающее возможность развития целому округу города», – считает директор ПЦ «Содействие» Кирилл ВИТКОВ.
На самом деле понятия «шумовая зона» Воздушный кодекс РФ не содержит, поясняет ведущий юрист ПЦ «Содействие» Светлана ПОДШИВАЛОВА: «В свое время в Архангельске в Правила землепользования и застройки ввели это понятие, фактически подменив тем самым аэродромную территорию. Архангельский аэропорт – совместного базирования: одна часть находится в ведении областного правительства, другая – в ведении Минобороны РФ. Таким образом, проект приаэродромной территории должен быть составлен с участием военных. Министерство строительства и архитектуры региона неоднократно отправляло запросы о проекте, но пока – тишина».
Норма ограничивала строительство, в частности в Соломбале, не только жилых домов, но и детских садов, школ, больниц. Застройщики встали. В округе есть также площадки для строительства многоэтажек, но земля, находясь в собственности компаний, пустовала из-за абсурдных пунктов правил, говорит Кирилл Витков. Кроме того, там располагаются объекты, которые теперь можно перевести из одной категории в другую, допустим, из административного здания (оно могло находиться в зоне особых условий) в жилое.
Главный архитектор Архангельска Александра ЮНИЦЫНА подчеркивает, что решение суда пойдет на пользу – позволит строить в первую очередь детсады и школы, которых в округе не хватает, и помочь соломбальцам с квартирной темой: «Появилась возможность строительства и социальных объектов, и жилья. Теперь компании в полной мере могут осваивать в Соломбале свои земельные участки».
Местные жители давно мечтали о дне, когда восторжествует разумное начало. Многие ютятся в старом жилфонде, который возводился как временный лет 70 назад, но покидать родной уголок города не хотят. «Соломбала – историческая часть Архангельска, где люди селились не один век, – рассказывает собеседница «БК» Ольга ИВАНОВА. – Здесь жила моя бабушка. Где выросли, там и стараемся жить».
Речь идет и о частном жилфонде, отмечает директор департамента градостроительства администрации Архангельска Денис МАСЛОВ: «В этой зоне есть ветхие строения, которые находятся в собственности. Людям хотелось бы построить или восстановить свой дом, но они были лишены этого права. Вступление решения областного суда в силу поспособствует возрождению индивидуального жилищного строительства. Желающих много – и в Кемском поселке, и в Маймаксе».
Директор департамента уверен: территория, с которой теперь сняты ограничения, привлекательна для крупных и малых строительных компаний. «Если участки выставят на торги, а такие планы есть, бизнес будет заинтересован в их приобретении», – уверен Денис Маслов
А что если проект ПАТ все же появится? В этом случае аэропорт и Минобороны будут вынуждены выкупать у собственников земельные участки и дома, находящиеся на территории с особым режимом использования. К тому же придется компенсировать все связанные с этим расходы либо искать другой выход – поменять траекторию взлетающих или приземляющихся самолетов. Однако вполне возможно, что в гипотетическом проекте ПАТ Соломбальский округ войдет в «нейтральную» зону и все стороны окажутся при своих интересах.