Татьяна ПОТАПОВА | 27.07.2009 12:00:00
Архангельская строительная компания «Северное Зодчество» открыла свое представительство в Париже. Первый деревянный дом во Франции планируется построить уже в 2009 году неподалеку от города Морле. Архангельские строители надеются надежно закрепиться во Франции. На сруб дома под Морле затрачено около 150 куб. метров древесины, он имеет общую площадь 176 кв. метров и выполнен в классическом русском стиле из натурального остроганного топором бревена. В ближайшее время дом будет погружен в пять контейнеров и его перевезут в морской порт для дальнейшей погрузки.
Однако, как оказалось, Франция далеко не первая европейская страна, где появятся традиционные северные жилища. «Мы строили дома в Нидерландах, Норвегии, Молдове, Украине, Эстонии, Латвии, - рассказывает руководитель ООО «Международная строительная компания «Северное Зодчество» Федор ЛИСИЦЫН. - Сейчас возводим четырехэтажный особняк в столице Азербайджана Баку».
По словам руководителя компании, решение строить концепцию развития с акцентом на европейский рынок было принято еще в 2002-2004 годах.
«Тогда работать в Европе не стремилась ни одна из известных московских и санкт-петербургских строительных компаний, - говорит он. - Наоборот, наблюдался отток с европейского рынка. Все фирмы замыкались на московский рынок, так как одна столица по объемам заказов перекрывала всю Европу. К тому же таможенные барьеры и удаленность не способствовали работе на экспорт. Мы же, напротив, предвидели, что спрос на домостроение в Европе будет расти, поэтому плотно изучали зарубежного покупателя, постоянно и очень много инвестировали в рекламу за рубежом».
Именно реклама позволила архангельской компании привлечь постоянный приток клиентов со всего мира. В Россию приезжали заказчики даже из Марокко.
В кризис спрос стабилен
Сегодня уже можно говорить, что «Северное Зодчество» завоевало европейский рынок. Клиенты архангельской компании - бизнесмены, владельцы банков, нефтяных компаний - одним словом, современная элита. Спрос на экологически чистое жилье из дерева не снижается даже в кризис.
«Мне недавно звонили из Чикаго и сказали, что, хоть спрос на жилье сильно упал, но на деревянные дома он всегда есть, - говорит Федор Лисицын. - Наша компания даже в период кризиса только пополнила объем контрактов и увеличила производственные мощности».
Постоянно растущий спрос на деревянные дома объясняется ухудшением экологической обстановки в мире, уверен Федор Лисицын.
«Если вы были в Париже, то, наверное, видели, какой смог поднимается над городом, когда нет ветра. В Европе и Америке люди хотят жить именно в деревянных домах, так как в каркасных коробках жить стало невыносимо», - поясняет он.
Производство — в Архангельске
Все дома «Северное Зодчество» изготавливает из архангельского леса. В компании уверяют, что это не просто дань патриотизму. Архангельская древесина превосходит по своим качествам любой лес, произрастающий в других регионах. Причина - суровые климатические условия вблизи моря.
Как известно, чем дальше от моря, тем климат мягче, а лес рыхлее. Самый плотный лес, по словам специалистов, произрастает в Пинежском районе и по своей структуре является корабельным. Хорошая древесина в Верхнетоемском и Виноградовском районах.
Сами дома возводятся на строительных площадках рядом с Архангельском. Затем пакетируются и доставляются заказчику. «В Морле отправляем дом морским путем в контейнерах, при транспортировке по России и в страны бывшего СССР, где есть сухопутное движение, используем железнодорожный транспорт и автотранспорт, - рассказывает Федор Лисицын. - Были случаи, когда в Карелии и Нарьян-Маре доставка осуществлялась вертолетами, а плотников до места монтажа перевозили на оленях или «буранах».
Цена перевозки, конечно, немалая, говорит эксперт, к примеру, средний дом нужно перевозить на пяти автомашинах. Если его транспортировать в Германию, то цена доставки получается 15 тысяч евро, или более 600 тысяч рублей. Но конечная стоимость построенного жилья, по словам Федора Лисицына, оправдывает затраты на транспортировку.
Экспансия в Европу
В планах «Северного Зодчества» дальнейшая экспансия на рынок Европы. «Наш план к 2015 году закрепиться в 20 странах, открыть сотню офисов и представительств по России и за рубежом, - рассказывает Федор Лисицын. - В первую очередь акцент делается на города-миллионники в странах, где есть некий тренд деревянного домостроения. Скажем, в ОАЭ трудно продать деревянный дом. Для жителей этой страны такое жилье чуждо. В Украине, напротив, деревянные дома привычны, а значит востребованны».
Помимо спроса, по словам Федора Лисицына, специалисты компании изучают социодинамику населения. К примеру, в Германии основная часть населения живет в кредит. Немцы могут приобрести дом только на заемные средства, а это подразумевает под собой различные сложные и затратные юридические процедуры. Во Франции все наоборот, у населения нет такой кредитной зависимости, и, значит, архангельским строителям выгодно экспортировать дома в эту страну.
«Мы делаем серьезную ставку на западных покупателей, многие из которых, согласно опросам, желают иметь натуральный красивый деревянный дом. Поэтому будем делать свою продукцию более доступной для европейского покупателя», - резюмировал Федор Лисицын.