ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Среда, 24 апреля, 2024 10:27

Вашему дому нужен «апгрейд»?


Лидия ВИНОГРАДОВА, Елена Светличная. Фото: Алексей Липницкий | 23.08.2013 07:26:37

Еще недавно здание бывшей аптеки на Никольском проспекте, 52, в Соломбале ничем не выделялось: обычная одноэтажка со светло-розовыми стенами. Но теперь дом привлекает внимание - его разрисовала группа молодых художников, увлеченных граффити. Похоже, в Архангельск потихоньку начал пробиваться настоящий стрит-арт.

Нет, это не подростки, оставляющие нецензурные надписи на стенах, а молодые художники, некоторые из них уже больше десяти лет занимаются граффити. В группу входит восемь человек: самому старшему 32 года, младшему – 21. Большинство мастеров имеет художественное или дизайнерское образование. Рабочее название команды – «Движение «Север».

«Ребята просто рисовали и старались себя не афишировать. Несмотря на большой опыт и множество работ, у нас до сих пор спрашивают: «А кто вы?». Сейчас мы начинаем действовать более организованно, и, может быть, о нас заговорят как о творческой группе», - рассказала художник граффити Мария КРУПИНА.

Разрисовать муниципальное здание в Соломбале, которое, кстати, выставлено на продажу, предложило руководство культурного центра «Соломбала-Арт». Мастерам дали площадку, краску и определили тематику. Сама работа не оплачивалась. Через три дня обновленные стены здания удивляли прохожих и даже вызвали интерес у мэра Виктора ПАВЛЕНКО, который заявил, что все заброшенные здания должны выглядеть именно так.

После этого проекта – следующий. В июле на набережной Северной Двины напротив главного корпуса САФУ появился первый в Архангельске 3D-рисунок на асфальте. В этот раз покупку краски спонсировал университет.

Для движения «Север» это был первый опыт создания трехмерного изображения на асфальтовом покрытии. Как оказалось, материала потребовалось больше — дорога как губка впитывала краску. Работать приходилось с десяти утра и до часу ночи, и так четыре дня подряд. А перед этим пришлось еще и согласовывать эскизы с главным архитектором города.

В ближайшее время мастера займутся неприглядным забором у архангельского цирка, а  еще обсуждают задание на перспективу - разрисовать фасад пятиэтажного дома на ул. Вологодской. Но для начала нужно найти деньги на краску, строительные леса,  согласовать проект и получить одобрение управляющей компании.

Украсить стену граффити – удовольствие не из дешевых. Один баллон краски стоит 200 рублей, а на рисунок, как на здании в Соломбале, их уходит 50-60. Кроме того, необходима грунтовка. Но «бонус» граффити в том, что если уж рисунок нанесен, поверх него другие граффитчики вряд ли что-то напишут.  По словам Марии Крупиной, у уличных художников не принято перекрывать рисунки друг друга, тем более если работа сделана качественно. Исключения есть: как правило, портят рисунки совсем еще молодые авторы, у кого не сформировались профессиональные принципы. «Граффити - это элемент городской среды,  обозначение принадлежности территории тому или иному граффитчику или даже целой команде, – пояснила Мария. - Это игра. Побеждает самый ловкий и одаренный».

Раньше ребята не заботились о согласовании работ с владельцами зданий, поэтому иногда попадали в полицию и оплачивали штрафы. Теперь предпочитают рисовать на «разрешенных» площадках. Конечно, художества уличных мастеров отличаются от музейных картин. Стрит-арт – это особое искусство, главное в котором – ярко выраженный урбанистический стиль. Рисунки шокируют, удивляют, заставляют задуматься над чем-то или просто не дают прохожим скучать.

Пока ребята из движения «Север» готовы творить, что называется, за идею. «В университете говорят, что сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка на тебя. Вот и мы сначала хотим показать, что умеем и кто мы такие», - поясняет Мария. Между тем частные коммерческие заказы уже есть.  «Каждый раз, когда рисуем на улице, люди интересуются, а потом обращаются со своими предложениями», - сказала Мария.

Конкретных прайсов у мастеров нет, подход гибкий: все зависит от объема работы, цветов  и степени творческой заинтересованности художников. К несчастью, приходилось сталкиваться и с недобросовестными заказчиками. А недавно вышел один неприятный случай. Молодежный центр предложил ребятам за небольшие деньги разрисовать библиотеку в одном из районов области. Но когда эскизы были уже готовы, оказалось, что проект отдан некоему политику, который нашел своих художников… Как ни странно, чуть позже он же обратился за помощью именно к мастерам «Севера», но в итоге длительных переговоров группа отказалась участвовать в проекте. «Неприятно, что нас могли использовать для какого-то пиара», - рассказала Мария Крупина.

Проблем с местной властью у художников еще не было. Они не раз работали на различных акциях в духе «Молодежь против». По словам Марии Крупиной, городская администрация пока не проявляет интереса к стрит-арту, но и не чинит препятствий. «Мне кажется, получить грант от заграничных фондов легче, нежели деньги от города», - говорит Крупина.

В Северодвинске, например, в этом году на средства муниципального гранта художники Алена СЕВАСТЬЯНОВА и Александр МЕНУХОВ расписали стены нескольких объектов. В первую очередь — неприглядных технических сооружений. Речь, конечно, не о граффити, а о красивых художественных панно, но это хороший пример «социального заказа»: мастера получают разрешенное для творчества место, краску и... согласовывают эскиз. Однако в этом, по словам директора агентства маркетинговых коммуникаций «Новая линия» Алены СВЕТУШКОВОЙ, заложено некое противоречие.

«В самом понятии уличного искусства заложен элемент стихийности. Как мне представляется, оно должно каким-то образом саморегулироваться, при появлении сильных творческих групп, думаю, это и произойдет. У художников стрит-арта особая идеология, зачастую оппозиционная, поэтому кураторство со стороны различных госучреждений и структур оценивается неоднозначно. Когда речь заходит о некоем социальном заказе, возникает вопрос соблюдения баланса интересов: где грань разумного сотрудничества, и не превратится ли это потом в управляемость? На мой взгляд, помощь власти может быть в следующем: определить территорию, где можно рисовать, а что и как — предоставить на усмотрение художников граффити», - говорит Алена Светушкова. 

«Да, для нас принципиально, чтобы самовыражение художников не ограничивалось какими-то указами и советами со стороны», - подтверждает Мария Крупина. Она привела пример прошлого года, когда художники организовывали в Архангельске выставку уличного искусства. «Проект пришлось свернуть из-за идеологических разногласий с собственником помещения, где проходила выставка стрит-арта. Этой осенью ее снова планируем  провести, скорее всего, в ноябре. Конечно, для нее больше подошла бы какая-то промзона или что-то подобное, в камерных помещениях мы так или иначе будем загнаны в определенные рамки», - рассуждает Мария.

Простому обывателю может показаться, что в Архангельске очень мало объектов с граффити. Действительно, это направление уличного искусства в столице Поморья только начинает развиваться. «Мы стихийно начали собирать фотографии работ в одной из групп в соцсети, а затем возникла идея нанести на карту Архангельска места, где можно посмотреть на лучшие творения. Но я бы условно разделила эти примеры на «стихийный» и «окультуренный» стрит-арт. Думаю, что сообщество художников граффити само должно определять границы уличного искусства и так называемого вандализма, когда надписи портят вид того или иного места», - считает Алена Светушкова.

Как раз этому начинающих граффитчиков будут учить в школе граффити. Она откроется в сентябре в «Соломбала-Арт». Отправьте туда соседа-старшеклассника, если на двери подъезда стали появляться странные «иероглифы»...





Возврат к списку

Для вас

Ваше мнение

  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    Щепную птицу счастья  
     4 (18.18%)
    Традиционные пряники - козули  
     4 (18.18%)
    Холмогорская резная кость  
     3 (13.64%)
    Сёмгу и другую рыбную продукцию  
     3 (13.64%)
    Продукцию и косметику из водорослей  
     3 (13.64%)
    Одежду, аксессуары с северными мотивами  
     2 (9.09%)
    Мармелад на агар-агаре  
     1 (4.55%)
    Посуду с северными росписями  
     1 (4.55%)
    Другое  
     1 (4.55%)
    Северные ягоды и грибы  
    0 (0%)
    Магниты, кружки, открытки с видами Архангельска и области  
    0 (0%)
  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей