Егор РАДЬКО. Фото Сергея Никулина и Алексея Липницкого | 15.07.2020 13:42:49
В Архангельской области достаточно много исторических памятников. Некоторые из них – уникальные точки на туристической карте региона. Но памятников Петровской эпохи в области не так много. Один из самых известных – Новодвинская крепость – с каждым годом становится труднодоступнее для туристов. Недавно на ее территории снесли единственный причал.
Напомним, что Новодвинская крепость — первая бастионная крепость в России. Построенная в начале XVIII века, она внесла серьезный вклад в победу нашей страны над шведами. Спустя полтора века крепость была передана епархии и частично разобрана. В советское время на территории располагалось исправительное учреждение, что в конечном итоге привело крепость в еще более плачевное состояние.
Однако после признания сооружения памятником федерального значения, а было это в 2008 году, на территории начались противоаварийные, ремонтные и реставрационные работы. В настоящее время крепость открыта для посещений в летнее время. Архангельским краеведческим музеем организован военно-исторический туристический маршрут.
Спустя долгое время запустения памятник снова готов принимать гостей. Но Новодвинская крепость, как известно, находится в 25 километрах от центра Архангельска. Чтобы попасть туда, надо преодолеть непростой маршрут: сначала на автобусе добраться до переправы, потом перебраться через реку, после чего пройти или проехать на велосипеде еще около восьми километров. Есть и рейсовый автобус, но он ходит с периодичностью один раз в несколько часов.
В июле традиционно отмечается День Новодвинской крепости, и на праздник ежегодно приезжает около 500 человек. Кроме того, в поселке Конвейер, на территории которого находится исторический памятник, живут люди.
Намного удобнее добираться до Новодвинской крепости по реке. Для приема судов имелся причал, который построили специально для приезда губернатора Архангельской области восемь лет назад. Но со временем причал стал совсем хлипким. Долгое время его никто не обслуживал, и к 2020 году пользоваться им стало даже опасно. Тогда руководство Архангельского краеведческого музея приняло решение демонтировать причал. Посетители лишились еще одного подхода к крепости.
Первыми на это обстоятельство обратили внимание члены правления Архангельской региональной туристской ассоциации.
«Наверное, кому-то не понравилось, что к причалу пристают на лодках, гуляют в обход туристического маршрута, - предполагает председатель правления АРТА, директор турагентства «Визит» Александр БЕЛЕЦКИЙ. – Недавно мы с друзьями приплыли на катере к крепости и мне попеняли, что это экскурсия... Сейчас причал снесли. Дорога через Бревенник плохая, но туристов, желающих попасть туда, полно. По выходным архангелогородцы приезжают на велосипедах. Мы отправили несколько писем в разные инстанции, но никто не шевелится. О Новодвинской крепости власти будто бы забыли».
Администрация музея демонтировала причал, руководствуясь законом, – все, что происходит на территории крепости, находится в ее зоне ответственности.
«Этого причала вообще не должно быть, само его существование являлось нарушением законодательства. Он однажды был построен для посещения конкретного мероприятия, но люди стали активно им пользоваться. А за безопасность отвечаем мы, поэтому и было принято решение убрать причал», - пояснил заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь ГОСТЕВ.
Самым логичным выходом из ситуации кажется постройка нового причала, соответствующего всем нормам и требованиям. Это сняло бы сразу несколько проблем: горожане получили бы удобный способ добраться до памятника, наслаждаясь видами Северной Двины, а жители поселка Конвейер – быстрый и простой путь в центр города.
На территории этого памятника можно использовать два типа причалов: привычный стационарный и переносной. Второй вариант предпочтительнее – переносной причал можно убрать при необходимости, да и цена вопроса куда меньше.
«Указание о постройке легальной пристани предыдущий губернатор давал еще в 2012 году. Новодвинская крепость – уникальный исторический памятник, и для его посещения водный транспорт наиболее выгоден и безопасен. Причал можно было бы использовать как для официальных экскурсионных маршрутов, так и для частных судов, - считает Игорь Гостев. – В случае возобновления реставрационных работ он также был бы удобен для разгрузки стройматериалов. Но прежде всего этот объект нужен горожанам. Жаль, что область на него денег не нашла».
По предварительным подсчетам Архангельского краеведческого музея, покупка самого дешевого подходящего причала у аккредитованной верфи обошлась бы бюджету примерно в 12 млн рублей. Его содержание, доставка и консервация в первый год работы стоили бы еще около 4 млн. Дальнейшая эксплуатация обошлась бы примерно в 2 млн рублей в год. На первый взгляд, это немалая сумма за причал, пользоваться которым будут не так часто. Но с другой стороны, 16 млн - это всего 0,88% бюджета, планово выделенного министерству культуры Архангельской области. Неужели комфорт туристов и жителей поселка не стоит этой суммы?